Открыть меню

к ведущему показателю овладения диалогической речью относится

Актуальность исследования. Формирование связной монологической и диалогической речи является основной задачей развития речи дошкольников. Связная речь, с точки зрения лингвистов, - это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Мы остановили свой выбор на данной теме, т.к. развитие монологической и диалогической речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта относится к числу важнейших задач обучения в школе. Это необходимо как для наиболее полного преодоления речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению в 5-10 классе. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной монологической и диалогической речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие задачи требуют достаточного уровня развития связной монологической и диалогической речи. Значительные трудности в овладении навыками контекстной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображении и др.) создает дополнительные затруднения в овладении монологической и диалогической речью. Данную тему в своих трудах затрагивали Головань Н.А., Лурия А.Р., Зикеев А.Г., Дологова Л.А., Нечаева О.А., Леонтьев А.А., Ладыженская Т.А., Сохин Ф.А. и многие другие исследователи.

2.1 Особенности диалогической речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми /по данным констатирующего эксперимента/

· диалог либо принимает форму простого или более сложного разговора (состоящего из ряда реплик) между двумя детьми, либо беседы между несколькими детьми;

Глава II. Экспериментальное исследование проблемы развития диалогической речи детей в процессе интеграции образовательных областей

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь - характер монолога. Но, как подчеркивает Д.Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативным разговором, а контекстную речь- с монологическим.

«Мы – юные журналисты» Изготовление поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевой игры

Язык и речь традиционно рассматриваются в философии, психологии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития ребенка, как основа его социального развития. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения ребенка к ценностям духовной культуры и необходимым условием его развития.

Глава II. Изучение особенностей развития диалогической речи и возможностей специального обучения диалогическим умениям детей дошкольного возраста………….14

Глава II. Изучение особенностей развития диалогической речи и возможностей специального обучения диалогическим умениям детей дошкольного возраста………….14

Специальность —13.00.02 — "Теория и методика обучения и воспитания (родной язык в национальной школе) " педагогические науки

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Введение Актуальность темы Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной являетсятивная коммуника функция — назначение речи средством общения быть. Целью общения может как поддержание быть социальных контактов, обмен Все. эти информацией аспекты коммуникативной функции представлены поведении в речи дошкольника и активно им осваиваются.формирование функций Именно речи побуждает ребенка к языком его, овладению фонетикой, лексикой, грамматическим освоению, к диалогической строем речи. Диалогическая речь как основная выступает форма речевого общения, в которой зарождается недрах связная речь. Диалог разворачиваться как может элементарное реплицирование (повторение) в разговоре может и бытовом достигать высот философско-беседы Выделяются.

Трансформационные упражнения чаще всего делают устно (возможно в парах или с учителем). В этих упражнениях очень важно наличие образца, следуя которому необходимо перестроить высказывания. Для начала необходимо ознакомиться с образцом, и лишь затем приступать к выполнению такого рода упражнений. Они позволяют коммуникантам совершенствовать свой диалогический навык, а также запомнить алгоритмы построения предложений во французском языке.

Игры можно использовать во время образовательной деятельности и в совместной деятельности воспитателя с детьми, а так же и в самостоятельной деятельности детей.

Язык – потенциальная система знаков. Сам по себе он не приходит в действие, он хранится в памяти каждого человека, он нейтрален по отношению к кипящей вокруг жизни. Речь – это действие и его продукт, это деятельность людей. Речь всегда мотивирована, т.е. вызвана обстоятельствами, ситуацией, она всегда имеет определенную цель, направлена на решение каких-либо задач. Речь зависит от состояния речевого аппарата, от индивидуальных особенностей человека. Язык беспристрастен к возрасту, но имеет свои особенности. Язык упорядочивает правильность произношения слов, управляет речью. Проникновение в лингвистическую природу языка и речи позволяет по иному подойти к обучению дошкольников на занятиях, выделить приоритетные линии в развитии речи [21, c 12].

Обучение иностранному языку, рассматриваемое с научных позиций, представляет собой сложный процесс, воплощающий в себе, с одной стороны, систему языка и речи, а с другой — деятельность педагога и обучающихся, протекающую в определенных экстралингвистических условиях, которыми нельзя пренебречь. Следовательно, даже частичный анализ какой-либо стороны обучения иностранному языку связан с необходимостью тщательного рассмотрения многих составных частей учебного процесса, чтобы исследуемое явление отражало объективную картину его состояния, динамику развития и взаимодействия с наиболее значимыми учебными факторами.

Первичной и наиболее естественной формой речевого общения является диалог. Развитый диа­лог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками, осуществляя процесс коммуникации. Поэтому взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью. Активное участие родителей в ранней, ещё элементарной форме диалога, частота и регулярность подобных эпизодов в жизни ребенка чрезвычайно стимулируют развитие его речи. Обучение диалогу  можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения язы­ком.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Все аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы. Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п.).

Дети четырех-пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего, для общения детей необходимы материальные условия, т. е. развивающая среда. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различным искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Развитие диалога — это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них — ребенок. Дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога, т. е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru