Открыть меню

интеллектуальное развитие в дошкольном возрасте

интеллектуальное развитие в дошкольном возрасте-1Если говорить о дошкольном возрасте, то есть периоде от 3 до 7 лет, то развитие интеллектуальных способностей тесно связано с типом мышления. У младших дошкольников (3-4 года) преобладает наглядно-действенное мышление, поэтому занятия должны включать в себя обязательно физическую активность и манипулирование предметами.

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познавании окружающего мира. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.              Так что же такое — интеллектуальное развитие ребенка? Существует вечный спор, что же такое интеллектуальное развитие. Одни психологи утверждают, что это набор определенных знаний и умений, другие считают, что показателем его является способность усваивать информацию и использовать ее в случае необходимости.

Известный психолог Н.Ф. Добрынин писал, что, когда ребёнок руководствуется быстро проходящими интересами, когда его внимание в зависимости от чувства удовольствия или неудовольствия сосредоточивается то на том, то на другом предмете, когда это сопровождается тем, что мы называем интересом, и носит характер игры, мы тогда говорим о непроизвольном внимании. Такое неволевое внимание, возникающее без сознательно поставленной цели, преобладает у шестилетнего ребёнка. Однако к концу дошкольного периода появляются зачатки произвольного, активного внимания, связанного с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Его возникновение – важное новообразование в психике ребёнка. Произвольное внимание не появляется само собой из непроизвольного, но лишь в ходе взаимодействия ребёнка со взрослым. Первый, кто обратил внимание на это, был советский психолог Л.С. Выгодский. Каждый человек в процессе своего развития с помощью общения с другими людьми овладевает исторически сложившимися способами организации своего собственного внимания. Первые этапы такого овладения приходятся как раз на 6-7 лет. Основные виды внимания – непроизвольное и произвольное – тесно взаимосвязаны и порой переходят один в другой. Внимание ребёнка 6-7 лет характеризуется непроизвольностью; он ещё не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности. Руководство педагога должно быть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания – как интересного, так и не очень интересного.

Цель. Способствовать ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений

Вспомним обычные учебники по психологии развития ребенка, по-прежнему изучаемые в педагогических вузах в настоящее время. В возрасте от трех до семи лет (т.е. в дошкольном возрасте) ведущий вид деятельности ребенка – игра. Самая простейшая игра трехлетнего малыша видоизменяется, усложняется, приобретает черты ролевой игры, где уже шестилетний ребенок буквально вживается в персонаж и верит в то, во что он играет. Ребенок-игрун – вот психологический портрет дошкольника.

Уманский Л.И. Некоторые типологические различия в игровых действиях детей//Доклады АПН РСФСР.-1961.- № 3.-С.61-64.

Одной из приоритетных целей современного образования является воспитание и обучение, которое основано на усложнении и обогащении ментального опыта каждого ребенка; обеспечение всем детям поля деятельности и равные возможности для актуализации интеллектуального потенциала, который заложен в них природой и творческого проявления самовыражения.

Цель. Способствовать ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений

13. «Звезды на небе» — формировать умение детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным. Познакомить с символикой некоторых созвездий (старшая, подготовительная к школе группы). 14. «Веселые человечки» — способствовать умению детей анализировать элементарную схему (старшая, подготовительная группы).

познавательные процессы СХЕМА ОЩУЩЕНИЯ ВОСПРИЯТИЕ ПАМЯТЬ ВНИМАНИЕ МЫШЛЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Дошкольный возраст с 4 до 5 лет называют средним. Он как бы находится на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Этим детям свойственны некоторые черты младших дошколят (конкретность и образность мышления, неустойчивость внимания, интересов и эмоций, преобладание игровой мотивации и др.) [12].

Познавательная деятельность старшего дошкольника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.

Умственное развитие как уровень — это совокупность знаний, умений и сформированных при их усвоении умственных действий, свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение новых знаний и умений [2, с. 432]

За последнее десятилетие наша система образования резко изменилась. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращение к личности ребёнка. На передний план выходит задача формирования компетенции. Интеллектуальная компетентность старших дошкольников характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям. Формирование логических операций у дошкольников является одним из важнейших условий их интеллектуального развития.

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, образовательных и др.), оказывающих влияние на состояние здоровья и развития детей, по интенсивности воздействия важное место занимает физическое воспитание, как составная часть физической культуры.

В каждой игре в той или иной степени отражается какая-либо сфера деятельности, а также отношений. Игра постепенно перестает быть манипулятивной – использующей только предметы. Ее суть переносится на человека, на его деятельность. Поэтому действия взрослых ребенок воспринимает уже как пример не только объективный, но и субъективный.

Постарайтесь создать в семье благоприятный психологический микроклимат. Это будет способствовать гармоничному развитию психики малыша. Частые скандалы, постоянные стрессы и нервное напряжение являются мощнейшим тормозом на этом пути.

Дети, с которыми мама и папа играют, читают, рассказывают об окружающем мире, будут заметно отличаться в интеллектуальном плане от тех сверстников, чье развитие было пущено на самотек.

Важно! Дети, которые в первый год жизни находились на грудном вскармливании, во взрослом возрасте показывают более высокие результаты тестов на IQ и большие успехи на профессиональном поприще.

Младшие дошкольники познают мир непроизвольно. Они охватывают вниманием, воспринимают и запоминают только то, что их заинтересовало и привлекло.

Освоиться и развиваться в этом мире возможно только при условии целенаправленного познания с применением волевых усилий. В этом заключается произвольный характер познавательных процессов.

     Современная психология   утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен  и   что  многие  люди  имеют  шансы  на  достижение   лишь среднего  уровня  интеллекта. Конечно,   наши  возможности в  развитии не безграничны. Но практика   показывает, что, если использовать даже «средние»  интеллектуальные   способности  хотя бы  немного эффективнее, результаты   превосходят все ожидания.

Глава 1. Теоретические основы интеллектуального развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………….5

В настоящее время в работах советских психологов доказано, что у детей дошкольного возраста развиваются наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Все эти типы мышления в процессе онтогенеза сменяют друг друга, но исконно первым является наглядно- действенное мышления. Оно формируется в процессе развития ребенка в ходе освоения им общественного опыта. Главную роль в развитии детского мышления играют взрослые, они целенаправленно должны развивать его путем обучения и воспитания.

1. «Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru