Открыть меню

формы познавательной деятельности дошкольников

Лучшее обучение для педагога и воспитателя. Новые курсы. Скидки до 50%. Профессиональная переподготовка. Повышение квалификации.

Согласно ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Познавательно развитие – это одна из основных образовательных областей в развитии ребёнка. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [5].

Актуальность исследования. Вопросам активизации познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особое внимание в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. При этом под познавательными интересами понимается стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желание вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, они стремятся получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора. Развитие познавательных интересов и познавательных действий дошкольников осуществляется в процессе активной познавательной деятельности.

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество и результативность обучения и воспитания дошкольников зависят, прежде всего, от мотивационной сферы. Формирование мотивации в дошкольном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современного образования.

Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование необходимости стимулирования познавательной деятельности

Под детской деятельностью понимают процесс, образованный потребностью и конкретными действиями. В идеале еще важен результат, сверенный с начальным желанием (получилось то, к чему стремился, или нет). Но дети дошкольного возраста далеко не всегда ориентированы на результат, им полезны непосредственные действия, к которым они испытывают интерес.

Каждый возрастной период отличается преобладанием одних видов деятельности над другими. Преобладающий вид – самый влиятельный, поэтому его выделяют как ведущую деятельность.

1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Светлана Васильевна, воспитатель МБДОУ Кирилловский д/с «Теремок»,д.М.Кириллы, Рославльский р-н, Смоленская обл.

Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Как известно, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная. Важность дошкольного детства как сензитивного периода в формировании познавательной активности личности обосновывается в трудах ученых (Н.В. Абрамовских, М.И. Лисина, А.А. Люблинская и др.).

Самостоятельное решение ребенком интеллектуальных задач характеризует уровень его актуального развития.

Человечество всегда нуждалось в людях, обладающих уникальными способностями, умеющих эффективно работать и творить что-то новое. На сегодняшний день и наука, и бизнес базируется на высокообразованных профессионалах, способных решать сложные разноплановые задачи. Именно поэтому современная психология и педагогика ставит во главу угла развитие познавательной деятельности. Как утверждают специалисты, гораздо проще обучить человека чему-то новому, если он сам в этом заинтересован.

Групповые занятия. Такие занятия играют ведущую роль в коррекционно-воспитательной и образовательной работе на всех этапах обучения детей. Фронтальные занятия проводятся с группой из 6-8 детей воспитателями и сурдопедагогами. На фронтальных занятиях организуется практическая деятельность детей, в процессе которой дети овладевают разнообразными умениями и навыками, им сообщаются новые и уточняются имеющиеся у них знания, проводится систематическая коррекционная работа. На групповые занятия выносится материал, который доступен всем детям, поэтому фронтальные занятия организуются с детьми с приблизительно одинаковым уровнем развития.

2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых ребенок добивается в деятельности хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении затруднений. Одним из приемов создания ситуации успеха может служить подбор ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным, чтобы дети, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следует более сложное задание, которое уже предлагается всей группе.

Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников,можно рассматривать как активность ребенка, направленную на постижение особенностей объектов природного, предметного мира, связей между объектами, явлениями, их упорядочение и систематизацию.

1. Что понимают под познавательной деятельностью детей дошкольного возраста? В чем ее образовательное и развивающее значение?

Некоторые аспекты познавательного развития дошкольников наши отражение в работах ряда психологов и дидактов (С.Н.Алиев, Н.О.Воскресенская, С.Ф.Жуйков, А.М.Матюшкин, М.Й.Махмутов, Н.К.Морозова, Т.В. Надольнова, А.М.Пышкало, М.Н. Скаткин, А.С.Шарапова, А.В.Смагиной, Л.Г.Поповой и др.). В работах С.Ф.Жуйкова, например, освещены индивидуально-типологические особенности умственной деятельности дошкольников и младших школьников при решении проблемных задач.

1.3. Формирование образа мира дошкольника двумя системами знаний – основа практико-познавательной деятельности ………………………………….

Одной из основных форм проявления активности человека, охватывающей все сферы бытия на все протяжении  жизненного пути, является познавательная деятельность. На определенных этапах онтогенеза она выступает в качестве ведущей деятельности, которая специально организуется социумом в виде различных рабочих процессов. В познавательной деятельности человек изучает не только окружающий его мир, но и самого себя, процесс, протекающий в его психике и физике.

Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Это период, когда и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия для их развития.

В настоящее время уже бесспорно, что для успешной разработки проблемы управления формированием познавательной деятельности детей дошкольного возраста необходимы углубленные психологические исследования закономерностей развития познавательных процессов.

Но возможность понять такие проблемы самостоятельно у маленького ребенка очень ограничена. Единственным реальным путем к их пониманию становится для него общение с окружающими взрослыми. «Дети–почемучки» обрушивают на старших лавину вопросов. Естественно поэтому, что ведущий в третьей форме общения познавательный мотив. Взрослый выступает перед детьми в новом качестве – как эрудит, способный разрешить их сомнения, дать им нужные сведения, обеспечить необходимой информацией. А поскольку в ходе «теоретического сотрудничества» обсуждаются проблемы, далекие от обстановки взаимодействия детей и старших, общение приобретает – впервые после рождения ребенка – выраженный внеситуативный характер.

Формирование личности ребенка в общенииЛисина Майя Ивановна

Познавательная активность ребенка-дошкольника проявляется в процессе восприятия и мышления. Познавательное развитие детей — ключ к успеху в дальнейшем обучении. Взрослых людей характеризует высокая степень развития познавательной деятельности.

Слаборазвитая произвольность может стать причиной больших проблем в учебе, например, ребенку будет сложно сосредоточиться на речи учителя или предлагаемом задании. Он будет отвлекаться на малейший раздражитель. Для такого ученика переход от игровой деятельности к классно-урочной системе будет проходить особенно тяжело.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru