Открыть меню

формирование предпосылок учебной деятельности

Критерий Я хочу учиться! (мотивация) Характеризует положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Иными словами, достижение предметных результатов не является сегодня «суперзадачей».

«Гуманизация и демократизация нашего образования зависят, прежде всего, от нас, педагогов. Мы прекрасно понимаем все реальные трудности этого процесса. Нужна серьёзная работа по собственному воспитанию, по формированию у себя новой личностной позиции. Такой подход к себе – трудный, часто болезненно трудный, но именно такой подход поможет преодолеть любые трудности в обучении детей».

Эти слова очень актуальны и в наше время. Завершение дошкольного периода и поступление в школу — это переломный и ответственный этап в жизни ребенка, когда ему необходимо постепенно становиться самостоятельным и ответственным.

Детей с низким уровнем развития предпосылок учебной деятельности на этапе констатирующего эксперимента было 3 человека, на этапе контрольного эксперимента, с низким уровнем развития предпосылок учебной деятельности остался один ребёнок.

Глава 1. Теоретические основы развития предпосылок учебной деятельности в игре у детей старшего дошкольного возраста

Николаева Е. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников Конспекты занятий

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои - во вкусовом, обонятельном восприятии. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а позднее - с их разновидностями. Важно, чтобы воспитатель, показывая и называя их, предлагал детям задания, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от дошкольников требуется запоминание и использование их названий. Это закрепляет представления о каждом эталоне и дает возможность выполнять действия по словесной инструкции.

В дошкольный период происходит совершенствование восприятия, памяти и мышления ребенка. В данный период ребенок легко обучается чтению и письму и готовится к поступлению в школу. В этом возрасте открываются возможности для развития когнитивных процессов, в частности восприятия через усвоение сенсорных эталонов – чувственных свойств предметов, выделяемых взрослыми при их восприятии ребенком и зафиксированных в языке с помощью понятий.

Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.

Первой нами проводилась игра «Фотоаппараты». Мы раздали всем детям по три карточки с 8 различными изображениями на каждой и по 24 отдельных картинок, имеющихся на этих карточках. По команде дети смотрели на карточку в течение 30 секунд, а затем откладывали её в сторону и выбирали из предложенных отдельных картинок те, которые, по их мнению были на предложенной карточке.

Становление логического мышления. Дети все еще преимущественно мыслят образами, но у них уже формируется отвлеченное мышление. Это хорошо прослеживается в детских играх.

Познавательные мотивы проявляются и в среднем дошкольном возрасте, но они имеют обобщенный характер. Познавательно-учебные мотивы формируются после 6 лет.

Исследования показывают, что формализованные, «официальные» отношения учителя с классом, в какой-то мере допустимы при работе с семилетними детьми, у шестилетних детей приводят к падению инициативы, к шаблонному повторению действий, показанных учителем. Сталкиваясь с новой задачей, дети пытаются некритично применять ранее изученный способ решения, не пробуя его видоизменить.

    Специфика структуры любой деятельности проявляется в особенностях целей, на достижение которых она направлена. Сущность учебной деятельности, как правило, раскрывается через основную задачу – усвоение знаний, умений и навыков. Однако, как справедливо указывают Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, учебная деятельность не тождественна усвоению. Дети овладевают знаниями, умениями и навыками и вне контекста этой деятельности, например в игре, труде.  

Психолого-педагогический аспект влияния игры на формирование гуманных отношений у детей дошкольного отношения. Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в различных сюжетно-ролевых играх.дипломная работа, добавлен 04.03.2011

Формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников путем развития понятийного логического мышления.

   В. И. Сухомлинский доказывал, что детство – каждодневное открытие мира и нужно сделать так, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего, наличие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

- преемственность основных образовательных программ, структура которой включает 3 основные раздела (целевой, содержательный и организационный).

Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru