Открыть меню

формирование познавательной активности у дошкольников

Раскрыты подходы к пониманию активности. Сформулировано определение понятия «познавательная активность». Обозначены критерии и показатели познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Дан теоретический обзор психологических особенностей современных детей. Представлен обзор современного состояния проблемы формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Предложен анализ моделей формирования познавательной активности. Названы компоненты развития познавательной активности информационный, действенно-мыслительный, потребностно-мотивационный, эмоционально-волевой, личностный, контрольно-оценочный. Названы движущие силы развития познавательной активности. Описаны психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

1.3. Влияние занятий по математике и конструированию на формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

1.3 Методика проведения дидактических игр, способствующих развитию внимания детей младшего дошкольного возраста

Светлана Васильевна,воспитатель МБДОУ Кирилловский д/с «Теремок»,д.М.Кириллы,Рославльский р-н, Смоленская обл.

Аппликация как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение ребенка из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. В результате деятельность детей приобретает осознанный ,целенаправленный характер. Таким образом, возникает познавательная активность дошкольников.

Ни для кого не секрет, что развитие познавательных интересов у детей начинается с самого раннего возраста. В данный момент для меня это особенно важно, поскольку ко мне в группу пришли дети 3 лет. Внешне познавательные интересы у них выражаются в форме вопросов. От моего отношения к этим вопросам во многом зависит, будут ли эти интересы крепнуть и развиваться, или, не поддержанные взрослыми «увядать на корню». Степень же развития познавательной активности  во многом определяет  школьную судьбу ребенка. Ведь прочный успех в учении, как выяснилось, зависит в значительной степени от уровня развития  «бескорыстной» любознательности ребенка, от стремления узнать новое. Дети интеллектуально пассивные испытывают в учении постоянные трудности - ничем не интересуются, не привыкли к активной мыслительной деятельности, которая для них тягостна, а не радостна. И поэтому они часто склонны заучивать новый материал без понимания, действовать по заданному шаблону, пользоваться подсказкой и т.п.

По мнению авторов, познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки. Таким образом, получается, что познавательная активность является действием волевым, целенаправленным и процесс познавательной деятельности определяется не внешней (моторной) деятельностью, не степенью занятости ребенка, а главным образом уровнем внутренней (мыслительной) активности, которая несет в себе элементы творчества.

Прежде чем приступить к анализу понятия «познавательная активность», следует разобрать термин «активность».

.Базовый компонент дошкольного образования на Украине Киев, Под ред. журнала Дошкольное воспитание, с.44

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого не подавлять грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы “почему” и ”как”, что способствует развитию познавательной компетенции детей.

2. Определение понятия познавательной активности и особенности познавательного развития дошкольников 8

Формирование познавательной самостоятельности младших школьников посредствам интегрированных занятий по информационной культуре

1.Теоретические основы проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. В своё время И.М. Сеченов говорил о «прирождённом и крайне драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка – безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь» [1]. И.П. Павлов назвал это свойство рефлексом «что такое?». Под влиянием этого рефлекса ребёнок  знакомится с качествами предметов, уста- навливает новые для себя связи между ними. Предметная исследовательская деятельность, свойственная ребёнку уже с раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему миру. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.

Принципиальная задача педагогов и родителей – развитие лично­сти и ее активности. С. Л. Ру­бинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс, формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его вос­питания.

В ходе констатирующего эксперимента была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

Активность познавательная - это способность, которую трудно развивать и невозможно скрыть. Простым наблюдением за деятельностью ребёнка можно установить, насколько он активен и стремится ли к новым знаниям. Присутствие своё познавательная активность дошкольников показывает следующими фактами.

Познавательная активность ребенка-дошкольника проявляется в процессе восприятия и мышления. Познавательное развитие детей — ключ к успеху в дальнейшем обучении. Взрослых людей характеризует высокая степень развития познавательной деятельности.

Слаборазвитая произвольность может стать причиной больших проблем в учебе, например, ребенку будет сложно сосредоточиться на речи учителя или предлагаемом задании. Он будет отвлекаться на малейший раздражитель. Для такого ученика переход от игровой деятельности к классно-урочной системе будет проходить особенно тяжело.

Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Актуальность проблемы развития у детей познавательного интереса обусловлена тем, что дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru