Открыть меню

формирование познавательной активности дошкольников

1.3 Дидактическая игра — как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

В наше время, в эпоху компьютерной революции, математика играет особую роль в гуманизации образования, то есть в его ориентации на воспитание и развитии личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание и развитие. Особая роль математики – в умственном развитии, в развитии интеллекта.

Традиционный характер взаимодействия педагогов и обучающихся в образовательном процессе приводит к формированию исполнителей, а не творческих инициативных личностей, отсюда явно выраженно снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста. Поэтому, в современных педагогических исследованиях на первый план выдвигается задача организации такого педагогического процесса, в котором каждый из обучаемых мог бы стать субъектом собственного развития, находиться в поиске тех видов деятельного отношения к миру, в которых может полнее всего проявиться, развиться уникальность конкретной личности.

В дальнейшем развивается познавательное отношение к окружающему миру. Дошкольника интересуют причинно-следственные связи. Появляются многочисленные вопросы о закономерностях природных явлений, об окружающих предметах, о технических устройствах, об отношениях людей.

1.3 Методика проведения дидактических игр, способствующих развитию внимания детей младшего дошкольного возраста

1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

Познавательная активность - основной вид деятельности детей. Она имеет большое значения для интеллектуального развития ребёнка, для уточнения его знаний об окружающем мире. Познавательная активность , как никакая другая деятельность , в силу своей специфике обеспечивает детскую активность , самодеятельность.

Ни для кого не секрет, что развитие познавательных интересов у детей начинается с самого раннего возраста. В данный момент для меня это особенно важно, поскольку ко мне в группу пришли дети 3 лет. Внешне познавательные интересы у них выражаются в форме вопросов. От моего отношения к этим вопросам во многом зависит, будут ли эти интересы крепнуть и развиваться, или, не поддержанные взрослыми «увядать на корню». Степень же развития познавательной активности  во многом определяет  школьную судьбу ребенка. Ведь прочный успех в учении, как выяснилось, зависит в значительной степени от уровня развития  «бескорыстной» любознательности ребенка, от стремления узнать новое. Дети интеллектуально пассивные испытывают в учении постоянные трудности - ничем не интересуются, не привыкли к активной мыслительной деятельности, которая для них тягостна, а не радостна. И поэтому они часто склонны заучивать новый материал без понимания, действовать по заданному шаблону, пользоваться подсказкой и т.п.

Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека с момента его рождения. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

После завершения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной групп.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

В ходе констатирующего эксперимента была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности детей со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль отводится дидактическим играм.

Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – кактворческую задачу. Занятие­сказка (позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонекпытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знанийи делает занятие более эффективным). Таким образом, все методы и приемы должны использоваться в совокупности, вразличных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда дети не утомляются, уних проявляется стойкий интерес, и только в этом случае можно получить хороший,продуктивный результат познавательной активности дошкольников.

Одной из главных целей в развитие ребенка – дошкольника является развитие его познавательной активности.

Глава 2. Исследование особенностей развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru