Открыть меню

формирование грамматического строя речи у детей среднего возраста у

Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Глава 1. Формирование грамматического строя речи у дошкольников как проблема современной логопедии

Грамматика - это наука о строе языка, о его законах, объединяющая словообразование, морфологию, синтаксис. Грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова, то есть значения, связанные с принадлежностью к той или иной части речи и особенностью их изменения; синтаксис - словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов, способы построения в языке простых и сложных предложений; словообразование - образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.

Экспериментальное исследование реализовалось с опорой на проблемы общей и специальной психологии, учитывались принципы комплексности, индивидуального подхода, возрастных и личностных особенностей детей. В исследовании приняло участие 12 детей, старшего дошкольного возраста.

Хотя ребёнок верно связывает слова в предложения, согласует их в роде и числе, но нередко при этом допускает ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ответы детей состоят в основном из простых предложений, однако в них все чаще появляются дополнения («Мальчик сидит на стуле»). Дети пользуются и сложными предложениями, сначала сложносочиненными, а к концу года и сложноподчиненными, хотя последние употребляют еще очень редко. К концу года ребенок овладевает в такой степени, что свободно может рассказать о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь пока носит ситуативный характер [9].

А.Г. Арушанова считает, что основным источником развития грамматической стороны речи детей является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В младшем дошкольном возрасте, это ситуативно-деловое общение, в старшем – внеситуативное общение. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно [3].

А.Г. Арушанова считает, что основным источником развития грамматической стороны речи детей является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В младшем дошкольном возрасте, это ситуативно-деловое общение, в старшем – внеситуативное общение. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно [3].

Министерство образования, и молодёжной политики Забайкальского края ГПОУ «Читинский педагогический колледж»

 Проблема формирования грамматического строя речи у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа. Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении имен существительных, прилагательных и других грамматических форм. Ребенок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определенных грамматических форм.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию №118

В ходе констатирующего эксперимента данной группе детей было предложено 5 заданий на формирование словоизменения и словообразования. В каждом задании было предусмотрено использование 10 слов-проб.

Сущность грамматического строя речи, его значение. Особенности усвоения детьми грамматического строя речи

Формир. ГС устной речи у дошкольника вкл. работу над морфологией, изучающей грамматич. значения в пределах слова (измен. его по родам, числам, падежам), словообразованием (созд. нового слова на базе др. с пом. спец. средств), синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предлож.).

Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Развивающаяся речь выступает вначале как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления, выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (, 1983). Человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности формируются под влиянием целенаправленного воспитания и обучения.

Глава 1. Формирование грамматического строя речи у дошкольников как проблема современной логопедии

В логопедической литературе неоднократно поднимался вопрос об особенностях организации лексико-грамматического строя речи детей с речевой патологией. По признанию многих специалистов (Н. С. Жукова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.), основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с ОНР является развитие лексико-грамматической стороны речи. Если в норме ребенок научается изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения лексическими и грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию лексики и грамматической стороны речи.

Формирование словаря является наиболее важной задачей, решение которой поможет приблизить таких детей к нормальному психическому развитию. Актуальность проблемы очевидна, так как без глубокого знания особенностей развития словаря трудно создать эффективные средства для воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.

«Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом — это специфическое проявление аномалии, при которой норма речевого развития ребенка отстает от нормы формирования лексики, грамматики, фонетики».[11]

Изучение особенностей формирования лексико-грамматических связей у младших школьников с ЗПР, сравнительный анализ динамики развития.

Кроме того, такой специфический вопрос, как исправление недостатков детской речи, также опирается на знание общих закономерностей развития языка в детском возрасте.

У большинства дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня имеется недоразвитие неречевых психических функций, которые тесно связаны с речью, таких как внимание, восприятие, память, мышление. Для этих детей характерны как типологические, так и индивидуальные особенности состояния речевых и неречевых психических функций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru