Открыть меню

формирование грамматического строя речи это

Академик В.В. Виноградов назвал грамматический строй «организующим центром языка». Благодаря грамматике человек получил возможность использовать язык как средство общения и передачи мыслей, накопления общественного опыта1.

Развитие грамматического строя речи у дошкольников важно для понимания того, о чем говорят окружающие, умения выражать мысли. Благоприятно сказывается на становлении ребенка как личности, расширяет спектр его знаний и кругозора, способствует социализации.

Методика формирования грамматического строя речи у дошкольников состоит из предупреждения ошибок, результативного исправления ошибок, развития синтаксиса.

Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа. Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа [19]. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении имен существительных, прилагательных и других грамматических форм. Ребенок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определенных грамматических форм. Выработка динамического стереотипа облегчается большой его устойчивостью. Если ребенок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их, если это соответствует общей системе языка. Но вместе с тем наблюдается недостаточная гибкость в применении динамического стереотипа [19]. Ребенок употребляет усвоенные грамматические формы и в тех случаях, когда имеются отступления от системы.

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности.

Первой стадией в усвоении речи является развитие у ребенка понимания обращенной речи (пассивная речь). Это понимание функционально выражается в действенной или ориентировочной реакции на слово. Поскольку к ребенку обращаются не с отдельными словами, а с простейшими связными высказываниями ("дай лялю", "возьми в ручку" и т.д.), у ребенка раннего возраста образуется условная связь на единый речевой комплекс.

Последовательность употребления падежных конструкций ориентирована на закономерности их усвоения при нормаль­ном речевом развитии (винительный падеж, родительный, дательный, творительный, предложный).

Формирования грамматического строя (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения, ребенок прежде всего должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др. грамматических категорий, так как, прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматической структуры речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделение общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.

В ходе констатирующего эксперимента данной группе детей было предложено 5 заданий на формирование словоизменения и словообразования. В каждом задании было предусмотрено использование 10 слов-проб.

Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В процессе игры ребёнок не только получает эмоциональное удовольствие, но и развивает свою речь, внимание, память, мышление, восприятие. Поэтому осуществлять работу по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста предлагаю с помощью игр и игровых упражнений.

Процесс овладения грамматическим строем речи в норме I период – период предложений, состоящий из аморфных слов-корней (от 1 г. 3 мес. До 1 г. 10 мес.).    II период – период усвоения грамматической структуры предложения (1год 10 мес. – 3 года).   III период – период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет).

детям рассказывалось о том, что осенью делаются на зиму заготовки из овощей и фруктов. Это соки, повидло, варенье, салаты, компоты и джемы. После им раздавались картинки с изображением овощей и фруктов, и предлагалось составить предложения, что бы они приготовили из того, что изображено на их картинках.

        Это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.    Грамматический строй речи включает в себя Морфологический уровень  развития речи  и                Синтаксический уровень (приемы словоизменения                    (составление предложений, и словообразования)                            сочетание слов в предложении)

При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

– Дети, к нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я вам их покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать нашей Оле. (Показывает, как кукла шагает.) Это что? Это ноги. Да, помощники у Оли – ноги. Что они делают? (Ноги – ходят, прыгают, бегают, скачут, танцуют. Руки – берут, кладут, держат, моют, одевают, рисуют, вырезают, наклеивают. Глаза – смотрят, жмурятся, моргают, закрываются, открываются. Уши – слушают.) А как о них сказать ласково? (Ножки, ручки, глазки, зубки, ушки.)

Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем речи.

Первый этап 1 периода (1 год 3 месяца - 1 год 8 месяцев). На этом кратковременном этапе ребенок использует отдельные слова в роли предложения (однословные предложения). В речи ребенка лишь небольшое количество слов, которые он использует для выражения своих желаний, потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок часто использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы, это аморфные слова-корни. В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения.

2. Становление фонологической системы у детей. Понятие о дифференциальных фонологических признаках звуков, «стратификации» как системном фонологическом явлении.

Сущность грамматического строя речи, его значение. Особенности усвоения детьми грамматического строя речи

Общее недоразвитие речи – это стойкое нарушение всех компонентов речи, как фонетико-фонематической и лексико-грамматической системы языка, так и связной речи.

4. Первые случаи морфологии, появление морфологически значимых единиц, наличие простейших грамматических оппозиций.

Глава I. Теоретические аспекты особенностей грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи и их коррекция. 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru