Открыть меню

формирование грамматического строя речи дошкольников

формирование грамматического строя речи дошкольников-1Общее недоразвитие речи – это стойкое нарушение всех компонентов речи, как фонетико-фонематической и лексико-грамматической системы языка, так и связной речи.

выясняются свойства и пределы исполь­зования формы. При этом верные в грамматическом отношении традицион­ные формы нередко заменяются на ошибочные, но «правильные» с точки зрения языковой системы («хорошие ошибки», Р. Е. Левина). Оказывается, ребенок не может научиться грамма­тической «правильности», не пройдя через этот этап «нарушения правильнос­ти». Механизм такого экспериментирова­ния — языковое обобщение и генера­лизация (перенос) обобщения в но­вые ситуации. (Этот механизм впервые был исследован в отечественной пси­хологии Ф. А. Сохиным, в дальнейшем Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровичем, Н. И. Лепской, С. М. Цейтлин.) Следовательно, «языковые эксперименты» (Р. О. Якобсон) — закономерное явление. Это специфически детский способ об­следования слова, его формы и формаль­но-семантических отношений между сло­вами.

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов.

Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем речи.

Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.

Глава II. Экспериментальное исследование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Хотя ребёнок верно связывает слова в предложения, согласует их в роде и числе, но нередко при этом допускает ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ответы детей состоят в основном из простых предложений, однако в них все чаще появляются дополнения («Мальчик сидит на стуле»). Дети пользуются и сложными предложениями, сначала сложносочиненными, а к концу года и сложноподчиненными, хотя последние употребляют еще очень редко. К концу года ребенок овладевает в такой степени, что свободно может рассказать о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь пока носит ситуативный характер [9].

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений

Процесс овладения грамматическим строем речи в норме I период – период предложений, состоящий из аморфных слов-корней (от 1 г. 3 мес. До 1 г. 10 мес.).    II период – период усвоения грамматической структуры предложения (1год 10 мес. – 3 года).   III период – период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет).

В логопедической литературе неоднократно поднимался вопрос об особенностях организации лексико-грамматического строя речи детей с речевой патологией. По признанию многих специалистов (Н. С. Жукова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.), основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с ОНР является развитие лексико-грамматической стороны речи. Если в норме ребенок научается изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения лексическими и грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию лексики и грамматической стороны речи.

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.

        Это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.    Грамматический строй речи включает в себя Морфологический уровень  развития речи  и                Синтаксический уровень (приемы словоизменения                    (составление предложений, и словообразования)                            сочетание слов в предложении)

Глава 1. Формирование грамматического строя речи у дошкольников как проблема современной логопедии

Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Развивающаяся речь выступает вначале как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления, выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (, 1983). Человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности формируются под влиянием целенаправленного воспитания и обучения.

  Главная       Учебники - Педагогика      Воспитание культуры речи и грамматики у детей дошкольного возраста

Формирование речи – это достаточно сложный процесс, и он требует высокого уровня развития аналитической и синтетической деятельностей мозга.

Сущность грамматического строя речи, его значение. Особенности усвоения детьми грамматического строя речи

Последовательность употребления падежных конструкций ориентирована на закономерности их усвоения при нормаль­ном речевом развитии (винительный падеж, родительный, дательный, творительный, предложный).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru