Открыть меню

формирование движений моторики ребенка

Одно из первых проявлений воли в онтогенезе -- развитие произвольных движений. Младшие дети имеют недостаточно координированные движения, не способны совершать их в определенной последовательности. Исполнение даже элементарных движений требует от ребенка значительно больших усилий, чем исполнение взрослым сложных движений.

Методика преодоления дефектов звукопроизношения в ло­гопедии наиболее разработана.Очень много сделано в этом отношении проф. Ф.А. Pay, проф. М.Е. Хватцевым и всеми советскими логопедами. Из за­рубежных авторов необходимо назвать Г. Гутцмана, работы которого сохраняют свое значение до настоящего времени.

 «Развитие мелкой и общей моторики как средство физического воспитания детей, имеющих речевые нарушения».

         Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

Но не все знают, как правильно это делать, какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики.

Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить мелкой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследованиях делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых – мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.

Формирование мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Мастер - классВоспитатель Ондар Ратмила АлександровнаМАДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек» г.Шагонар

Не менее важны колечки, бусины, замочки и застежки, которые дети могут открывать, перемещать и изучать.

В самом раннем возрасте, когда малыш только привыкает к своему новому положению, не стоит перегружать его нервную систему дополнительными занятиями и упражнениями.

Одной из проблем, вызванной ухудшением экологической ситуации на нашей планете, стало увеличение количества детей с различными нарушениями речевого развития. На настоящий момент эта цифра превысила 50 процентов, хотя в конце ХХ в. речь шла только о 17 процентах. Поэтому и воспитатели, и родители должны помогать ребёнку преодолевать недостатки в формировании правильной речи. Важной частью такой работы является использование упражнений для развития мелкой моторики. Этот вид заданий применяется для воспитанников всех возрастов в системе дошкольного образования, но имеет некоторые различия по отдельным группам.

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.Автор:В. А. Сухомлинский

Потребность в двигательной активности, которую проявляет ребёнок дошкольного возраста обусловлена физиологически, вызывая положительные изменения физического и психологического развития, совершенствование всей функциональной системы организма. Именно психофизические качества влияют не только на укрепление здоровья, но и на физическое совершенствование дошкольников, на овладение различных движений.

У детей с дизартрией, общемоторная сфера характеризуется недифференцированными, неловкими, скованными и, как правило, замедленными движениями. В большинстве случаев, специалистами отмечается ограниченность в объемах движений нижних, а также верхних конечностей, традиционно с одной стороны туловища. Кроме того, нередко встречаются синкезии, экстрапирамидная недостаточность двигательной сферы и нарушение общего мышечного тонуса. В некоторых случаях подвижность выражена достаточно ярко, однако сами движения являются бесцельными и непродуктивными. В частности, отмечается нарастание мышечного тонуса рук, при их подъеме вверх, уход языка в больную сторону, слабовыраженный тремор пальцев, а также небольшие гиперкинезы языка.

Общее развитие моторики детей 6-7 лет направлено к постепенному овладению теми координационными возможностями, которые создались у ребенка в результате окончательного созревания анатомического моториума. Исследователь О.М.Гуревич отмечает, что « вместе с усовершенствованием двигательного аппарата несколько уменьшается богатство движений, но налаживаются мелкие точные движения впоследствии постепенного развития корковых компонентов».

Под научением понимают освоение новых движений или совершенствование в них под влиянием специальной практики, обучения или тренировки.

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

     Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребёнком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Рисование, конструирование, лепка, аппликация и создание разных поделок из природного и бросового материала, рисунки нитью, крупами, квиллинг, а так же различные упражнения (переборка круп, застегивание пуговиц и т.д.)  играют важную роль в развитии ребенка – дошкольника. Все предметы, с которыми действует ваш малыш, и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, играют роль наглядной опоры для речевых упражнений.

Массаж эффективен в преодолении дизартрии, ряда форм дислалии и ринолалии и может быть направлен на исправление широкой группы артикуляционных нарушений, имеющих моторную или сенсомоторную природу. Он позволяет достаточно быстро нормализовать тонус мышц при гипо- и гипертонусе, координировать тонкие артикуляционные движения, устранить дисплазии, вызванные легкими парезами. Массаж входит в комплексную методико-педагогическую систему преодоления вышеперечисленных нарушений и может осуществляться врачом, логопедом или медицинской сестрой. В ряде случаев, некоторые приемы массажа дети могут выполнять самостоятельно (самомассаж). Приемы массажа и методики его применения описаны в многочисленных пособиях (Блыскина, Ковшиков, 1995; Новикова, 2000; и др.).

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Самые благодатные упражнения для крохи – пальчиковые игры, основанные на народном творчестве. Потешки, песенки, пестушки, сопровождающие игровые действия, всегда привлекают малышей и побуждают их к многократным повторениям за взрослым.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

г. Саратов ГНПУ «Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями» Осипова О. В., учитель-дефектолог

Координация движений – разновидность физического качества. Это согласование во времени и пространстве работы отдельных мышечных групп, которое обеспечивает наиболее эффективное выполнение двигательных действий.

Логопедические проблемы можно выявить уже в течение первых лет жизни с помощью такого метода. Детей просят поочередно показать один, два и три пальчика. Если пальцы сгибаются и разгибаются только вместе, затруднено их изолированное движение, и они двигаются напряженно, то малыш – не говорящий. Формирование речи и мышление будут замедлены до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными. Вот почему так важно уделять большое внимание развитию моторики рук у детей.

“Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли” В.А. Сухомлинский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru