Открыть меню

факторы психического развития ребенка

Это то объективно существующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова. Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними.

За проблемой соотношения двух факторов, которые влияют на процесс психического развития ребенка, чаще всего скрывается предпочтение фактора наследственной предопределенности развития. Но даже и в том случае, когда исследователи подчеркивают примат среды нал наследственным фактором, им не удается преодолеть биологизаторский подход к развитию, если среда рассматривается ими по такому же принципу, как среда обитания животных и весь процесс развития трактуется как процесс приспособления, адаптации к условиям жизни.

Несмотря на продолжающуюся дискуссию по проблеме соотношения биологического и социального в человеке, несомненно, что гармоническое развитие личности, оптимальное формирование ее способностей возможно только на основе учета биологического фактора и адекватного развития врожденных задатков.

Термин «Психическое развитие ребенка» ассоциирует собой нечто сложное, научное, в чем разобраться могут только специалисты. Хотя на самом деле все проще, и мы попробуем вас в этом убедить.

факторы психического развития ребенка-2Движущие силы психического развития ребенка – это побудительные источники развития, которые заключаются в противоречиях, борьбе между отживающими формами психики и новыми; между новыми потребностями и устаревшими способами их удовлетворения, уже не устраивающими его. Эти внутренние противоречия являются движущими силами психического развития. На каждом возрастном этапе они своеобразны, но существует главное общее противоречие – между нарастающими потребностями и недостаточными возможностями их реализации. Данные противоречия разрешаются в процессе деятельности ребенка, в процессе усвоения новых знаний, формирования умений и навыков, освоения новых способов деятельности. В результате этого возникают новые потребности, более высокого уровня. Таким образом, одни противоречия сменяются другими и постоянно способствуют расширению границ возможностей ребенка, ведут к "открытию" им все новых и новых областей жизни, установлению все более разнообразных и широких связей с миром, преобразованию форм действенного и познавательного отражения действительности.

Понятие о психическом развитии. Детская психология как наука генетическая, т.е. относящаяся к индивидуальному развитию, изучает закономерности психического развития ребенка. На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии ребенка. Рассмотрим некоторые из них.

Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) — в социальных свойствах личности, то действие фактора активности — во взаимодействии двух предшествующих.

1. Собственно возрастные факторы психического развития – связаны с сензитивностью и с периодизацией психического развития. Психическое развитие всегда подчиняется закону сензитивности, т.е. каждый период психического развития является сензитивным.

Наследственные задатки придают своеобразие процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его. Развитие способностей зависит не только от задатков. Если ребенок с абсолютным слухом не будет регулярно играть на музыкальном инструменте, успехов в исполнительском искусстве он не добьется и его специальные способностине разовьются. Если ученик, который схватывает все на лету во время урока, не занимается добросовестно дома, он не станет отличником, несмотря на свои данные, и его общие способностик усвоению знаний не получат развития. Способности развиваются в деятельности. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности(игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, учителями, другими людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активностьтретьим фактором психического развития.

Следовательно, причина роста органов не в данном состоянии организма, а в видовом типе, который должен реализоваться во взрослом индивиде; она одновремен­но и в будущем, и в прошедшем. Каждый возраст ребен­ка является своего рода стройкой, одна часть которой обеспечивает текущую деятельность, другая же, значи­тельная часть подчинена сооружению будущего здания и оправдается только в последующие годы. Таким обра-аом, общая тенденция состоит в осуществлении того, чем потенциально обладает генотип, или зародыш, индивида. Это значит, что путь, по которому развивается всякое существо, зависит от предрасположений, содержащихся в его первоначальной формации. Их реализация имеет неизбежно последовательный характер, но она может быть неполной и, наконец, способна в той или иной сте­пени измениться под влиянием среды. Таким образом, от генотипа отличают фенотип, который характеризуется тем, что он складывается из ряда признаков, которые формируются на протяжении жизни организма. История живого существа определяется генотипом и формируется фенотипом.

Можно выделить основные 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г. М. Дульневым и А.Р. Лурия.

Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. В рассматриваемом нами контексте мы должны определить виды воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека.

Актуальность темы определяется, во-первых, нарастанием проблем в физическом и психическом развитии детей, во-вторых, фундаментальным значением образа себя для дальнейшего развития ребенка, начиная с раннего и заканчивая юношеским периодом. Вопросы онтогенеза этого важного аспекта развития ребенка до настоящего времени, конечно, рассматривались в научной психологии, но с позиции построения целостных концепций. Задача современной психологии, на мой взгляд, исследовать прикладное значение имеющихся в науке теорий психического развития ребенка.

Предметом пристального внимания в психологии являются движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека. Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют его в нужное русло. Условия определяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты. Что же касается законов психического развития, то они определяют собой те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и опираясь на которые можно этим развитием управлять.

Что такое психологическое развитие? Это процесс психологических изменений, которые происходят постепенно и из количественных переходят в качественные. Основные закономерности психического развития таковы, что процесс этот протекает по спирали. Человек узнает что-то новое, а затем возвращается на предыдущий этап своего развития, перестраивает картину мира и только потом поднимается. Этот сложный процесс начинает происходить в голове ребенка с рождения. Кто сформулировал основные закономерности психического развития? Первым отечественным ученым был Л. С. Выготский. Именно он является автором концепции, которая рассказывает о том, что окружение и окружающая среда оказывает серьезное влияние на формирование человеческого мировоззрения и психологических функций. Обучение помогает человеку быстро и легко социализироваться в обществе, найти свое место в жизни. Психическое развитие невозможно без социальной среды, так как для его полноценного формирования просто необходим опыт поколений.

"Метаморфозы" в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

Вот она! Наконец-то написала вторую статью из раздела «Психология развития и возрастная психология»! В ней я кратко описала основные моменты темы «Основные закономерности психического развития ребенка». Пробегаясь по основным явлениям и понятиям, я также буду делать акцент и на некоторых психологах, которые, собственно, и изучали данные вопросы.

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?Узнай стоимость!

Социальный фактор развития. Для формирования специфически человеческих психических качеств(логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т.д.) требуются определенные социальные условия жизни и воспитания. Известны многочисленные данные о том , что «госпитализм», дефицит общения с окружающими, различные виды изоляции от социальной среды (напр., в случаях с детьми, попавшими в раннем возрасте в окружение животных) приводят к резкому нарушению детского развития, возникновению глубоких психологических дефектов, которые с большим трудом преодолеваются на последующих генетических стадиях. Включение ребенка в социальную среду, обеспечение обучающих воздействий взрослых, учитывающих индивидуальные особенности ребенка, являются важнейшим условием развития его личности, высших форм познания.

Игра - это особый,выраженный в свободной форме вид деятельности, возникающий в ответ на потребностьобщества в подготовке к жизни подрастающего поколения. Дети не только выбираютсюжет игры, но и сами придают значение тем предметам, которые вовлекают в этуигру. При этом они испытывают максимальное удовольствие.

Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие стойкие изменения того или иного признака. В обозреваемом нами контексте мы должны определить виды воздействия, вызывают различные отклонения в психо-физическом и личностно-социальном развитии человека. Но сначала рассмотрим условия нормального развития ребенка. Можно выделить основные 4 условия , необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г. Дульнев и А. Лурия. Первое важнейшее условие - "Нормальная работа головного мозга и его коры"; при наличии патологических состояний, в результате различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение процессов возбуждения и торможения, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза информации поступающей; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающих за различные аспекты психической деятельности человека. Второе условие - "нормальный физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранения нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов". Третье условие - "сохранение органов чувств, обеспечивающих нормальную связь ребенка с внешним миром". Четвертое условие - систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Можно выделить основные 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г. М. Дульневым и А.Р. Лурия.

Страница 1 из 5Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. В рассматриваемом нами контексте мы должны определить виды воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека.

Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность развития. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности, то действие фактора активности – во взаимодействии двух предшествующих.

С развитием ребенка меняются конкретные условия его жизни, становится доступным то, что раньше не было таким. Социальная среда ребенка не только расширяется территориально, но и обогащается своему содержанию. Споч чала кругом взаимоотношений для ребенка является семья, близкие люди, которые ухаживают за ней. Позже в жизни ребенка входят воспитатели и дети из детского сада. Впоследствии основной средой становится школа, коллектив педагог ов и товарищей, школьные и внешкольные малые группы, широкое общественное окружение. Влияние общественного окружения осуществляются средствами радиовещания, телевидения, кино, газет,. Интернета и других источников информа ции. Соответственно, в зависимости от степени контакта с индивидом социальная среда делится на микросоциум (семья, друзья, педагоги - близкое окружение ребенка) и макросоциусоціум

Конечно, все самое важное малыш постигает дома, с родителями. От того, какой дома эмоциональный климат, как общаются родители, какие отношения с ребенком, будет зависеть его развитие.

В психическом развитии ребенка, как п во всяком процессе становления, существуют противо­речия. В этой связи возникают некоторые важные проб­лемы. Начиная с грудного возраста — с момента, едва выходящего за пределы паразитического существова­ния,—психическое развитие ребенка стремится к уровню, более высокому, чем поведение других живот­ных, поскольку мотивы, создаваемые природными усло­виями, у человека перекрываются социальными мотива­ми, которые зависят от сложных и изменчивых форм об­щественной жизни. Влияние, оказываемое обществом, предполагает наличие у индивида комплекса чрезвычай­но различных способностей. Так в психическом развитии ребенка сталкиваются и взаимно переплетаются факторы биологического и социального происхождения.

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru