Открыть меню

эмоциональное развитие детей школьного возраста

Рис. 3.2.  Динамика типов эмоциональных реакций на неуспех в интеллектуальной деятельности младших школьников

В жизни каждого человека эмоции имеют огромное значение. Но для ребенка эмоции становятся и определителем ценности предметов и явлений, своеобразным эталоном их качества. Именно с помощью чувств дошкольник воспринимает небольшой мир, окружающий его, благодаря им он может показать взрослым, что он чувствует и ощущает.

Цель программы - совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области освоения методов и приемов работы по развитию эмоциональной сферы и становлению процессов эмоциональной регуляции у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

          Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

Дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

1.4.Роль эмоций в образовании детей .Как можно дать ребёнку представление об эмоциях ?

Важнейшим аспектом личностного развития и полноценного включения ребенка в учебу выступает его эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие обусловлено удовлетворением таких потребностей ребенка, как потребность в общении со сверстниками и взрослыми, благоприятной атмосфере в семье, в учебно-воспитательных учреждениях. Таким образом, в современной образовательной ситуации эмоциональное неблагополучие ребенка — частое явление, в связи с этим и обусловлена актуальность нашего исследования.

Другой причиной возникновения эмоций была насущная необходимость в средствах коммуникации между матерью и ребенком. Многочисленные исследования, посвященные вопросам эмоционального развития ребенка, показывают, что задолго до ого, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов. например, голод и боль могут проявляться через внешнее выражение физического страдания. [Изард К.Э., стр.19-22].

Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать. Смешно, но даже взрослые тети и дяди не всегда следят за тем, что и как говорят, в какой ситуации, в какое время, с какой интонацией голоса, как проявляют свое отношение к другим. Есть субъекты, которые могут хорошо общаться с людьми, проницательны, предвидят реакцию человека на фразу, событие, даже тон голоса, осознают свои переживания и переживания других людей и т. д. Конечно, таким людям проще живется, они могут избегать «острых углов», с ними приятно, потому что проявляют сочувствие, доброту, внимание. Этой категории людей легче взаимодействовать с окружающими, добиваясь поставленной цели.

Особенности проявления эмоций детьми заключаются, в первую очередь, в их краткосрочности. Настроение детей чаще всего изменчиво, они могут огорчиться чему-то, расплакаться, но уже через несколько минут хохотать. Второй особенностью детских эмоций до определенного возраста является их искренность. До определенного возраста дошкольник проявляет только то, что действительно чувствует и только к возрасту выпускника детского сада он учится сдерживать чувства и управлять ими. В определенный момент жизни ребенок научится предвосхищению, то есть станет заранее угадывать, какая эмоция последует за определенным действием или событием. Например, он узнает о том, что если построит правильно пирамидку, то мама и папа начнут радоваться этому событию, хлопать в ладоши, радость испытает и ребенок. Поэтому он может построить пирамидку и обратит на это факт внимание взрослых, чтобы снова испытать радость. Важно помнить и о такой особенности эмоционального развития ребенка, как подражательная. В наших статьях мы много говорим о том, что дети копируют поведение окружающих их людей. Для эмоциональной сферы этот факт особенно актуален. Эмоциональная среда, в которой ребенок растет, очень сильно влияет на становление его личности и умение декодировать те или иные чувства.

Игровая деятельность дошкольников Мир любого ребёнка наполнен необходимыми для него вещами: пирамидками, разнообразными игрушками, мультиками и стрелялками. Это неудивительно, ведь для ...

Средства - это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач [13]. К средствам эмоционального развития детей следует отнести развивающую среду, игру, музыку, детское художественное творчество, художественную литературу.

Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для детей нашего столетия, то проблема эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста наверняка займёт одно из первых мест. Нагрузка на психику сейчас несравнимо больше чем раньше. В этом виноват и ритм современной жизни, и обилие информации, и калейдоскоп событий и лиц.

Каждый человек выражает свою жизненную позицию и отношение к окружающему миру, прежде всего через эмоции и это утверждение относится не только к взрослым людям, но и к детям. Но в отличие от взрослых, именно ребенок, наивный и честный способен выказывать истинные чувства, несмотря на внешние обстоятельства. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста направлено именно на получение навыков распознавать эмоции других, а также на управление собственными чувствами.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки. Отсутствие должного внимания к этому вопросу в современных программных документах для дошкольных образовательных учреждений ведет к тому, что педагоги часто выпускают его из поля зрения своей профессиональной деятельности или решают фрагментарно, бессистемно.

• поддаюшиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций, в частности, те, которые отражаются на лице.

Эмоции являются показателем общего состояния ребёнка  его психического и физического самочувствия .              Тенденция к развитию эмоциональной регуляции, формирование адекватной и дифференцированной эмоциональной экспрессии, развитие способности использовать ее в качестве средства общения на этапе дошкольного детства становятся чрезвычайно взаимосвязанными.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому мы считаем необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.

Дети живут чувствами, которыми они пытаются в меру своих умений управлять. Именно поэтому малыши подвержены резким перепадам настроения. Они с лёгкостью могут долго смеяться над чем-то, а потом вдруг резко обижаются на что-то, плачут. Особенно это ярко выражено у эмоционально нестабильных деток. Когда любая активная и весёлая игра заканчивается слезами из-за переполняющих кроху положительных эмоций. Не стоит забывать и то, что особенностью эмоционального развития детей дошкольного возраста является переживание огромного количества эмоций за небольшой временной промежуток.

1. Теоритический анлиз литературы по проблеме развития эмоциональной сферы детей в трудах отечественых ученых 4

В младшем школьном возрасте эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется, чувства развиваются в тесной связи с волей, а воля обнаруживает себя в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия.

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Одной из основных сфер психического развития в дошкольном возрасте является эмоциональная сфера.

У дошкольников анатомо-физиологическое особенности развития системы дыхания подтверждают лишь факт ее несовершенства. Дыхательные мышцы по-прежнему недостаточно окрепшие, отчего дыхание поверхностное и частое.

Социальная ситуация развития младшего школьника. Характеристика учебной деятельности как ведущей деятельности младшего школьного возраста. Структура учебной деятельности. Требования учебной деятельности к уровню психологического развития ребенка. Познавательное развитие детей младшего школьного возраста. Развитие восприятия. Особенности развития внимания, памяти и речи младших школьников. Умственное развитие. Основные направления формирования детского интеллекта в младшем школьном возрасте. Стимулирование умственного развития младших школьников. Формирование личности младшего школьника. Самооценка младших школьников. Особенности развития воли. Личностные новообразования младшего школьного возраста.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru