Открыть меню

эмоциональное развитие детей с нарушением зрения

Дети с нарушениями зрения младшего дошкольного возраста, как отмечают А.Г. Литвак [34], Л.И. Солнцева [60], запаздывают в эмоциональных реакциях на ситуацию, не умеют понимать эмоциональное состояние других. Это проявляется в том, что дети, видя, что другим плохо, часто приходят в замешательство. Дети могут рассмеяться или не знают, как им реагировать на происходящее.

✖В формировании психики детей с нарушениями зрения необходимо исходить из возможностей и потребностей детей, с учетом их особенностей, связанных с дефектом зрения. Особенности деток, отличающие их от сверстников с нормальным зрением, проявляются уже при первом знакомстве.

Распространено мнение о том, что слепые менее эмоциональны, более спокойны и уравновешенны, чем люди, не имеющие дефектов зрения. Это впечатление объясняется отсутствием отражения их переживаний в мимике, жестах, позах. Однако речь их достаточно интонационно выразительна. Исследования понимания слепыми эмоциональных состояний человека по голосу, интонации, темпу, громкости и другим экспрессивным признакам речи (Т.В.Корнева) свидетельствуют о том, что слепые обнаруживают большую точность в распознавании эмоциональных состояний говорящего. Оценивая эмоциональные состояния, они выделяют и адекватно оценивают такие качества личности говорящего, как активность, доминантность, тревожность. А.А. Крогиус также отмечал исключительные способности слепых понимать эмоциональные состояния, улавливать самые «тонкие изменения голоса собеседника».

Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения, по мнению Л. И. Фильчиковой, проходит особый путь. Поскольку дети младенческого возраста с нарушениями зрения имеют врожденную патологию зрительного анализатора, то есть раннюю депривацию, то путь психического развития младенца с дефектом зрения является своеобразным как по темпу психического развития, так и по качественной его характеристике. Л. И. Плаксина отмечает, что значительному количеству детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста присущи невротические проявления, которые имеют свою специфику и причины. Можно наблюдать подавленность в настроении, частые слезы, огорчения. В отдельных случаях можно наблюдать повышенную возбудимость, раздражительность, быструю утомляемость, рассеянность внимания, эмоциональную неустойчивость и конфликтность.

Группу расстройств, называемых синдромом социальной дезадаптации, составляют такие нарушения поведения, которые вызывают сильное неодобрение окружающих. Сюда входят варианты того, что обычно называют плохим поведением, но также и целый ряд других типов поведения, для которых характерны ложь, драки, грубость. Конечно, только то, что ребенок совершил противоправный поступок, нарушает закон, еще не означает, что у него имеется синдром социальной дезадаптации. Для этого необходимо, чтобы поведение ребенка считалось ненормальным в своем социокультурном контексте и носило бы характер социальной опасности. Популяционные исследования показали, что почти все мальчики когда-то совершили нечто такое, что в принципе является нарушением закона. Однако большинство их них — совершенно нормальные ребята, не имеющие никаких психических расстройств. Вместе с тем, как уже отмечалось, следует иметь в виду то, что синдром социальной дезадаптации необязательно включает совершение противоправных поступков. Многие дети с этим синдромом никогда не представали перед судом, а некоторые варианты синдрома ограничиваются плохим поведением только в домашней обстановке. У некоторых детей с синдромом социальной дезадаптации могут отмечаться эмоциональные расстройства (особенно депрессия), но на первый план всегда выступает социально неодобряемое поведение.

Согласно данным исследований, в коррекционной психологии и педагогике в настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. При этом нарушения эмоциональной сферы как вторичный дефект у данной категории детей становятся все более разнообразными и трудными для осуществления коррекционной поддержки (В.З. Денискина, Е.Е. Дмитриева, Л.А. Дружинина, В.А. Кручинин, И.Ю. Левченко, Д.М. Маллаев, Г.В. Никулина, В.Г. Петрова, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, У.В. Ульенкова и др.).

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Становление личности ребенка не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы сложившихся отношений,  от общения с другими людьми. Природа межличностных отношений, в которых находится ребенок, влияет на его развитие, воспитание,  формирование его личности. Именно в межличностных отношениях проявляются  индивидуальные качества ребенка как личности -  эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности,  усвоенные  нормы и правила поведения.

• оценивать особенности и уровень развития психических функций ребенка с недостатками зрения с целью определения необходимых коррекционных методик для преодоления вторичных недостатков развития;

Эмоции и чувства как специфическое отражение внешнего мира, проявляющееся в субъективном отношении человека к действительности, зависят от того, насколько полно, точно, всесторонне отражается окружающий мир и что именно является объектом отражения. Разумеется, отсутствие зрения, сужающее сферу чувственного познания, не может повлиять на наиболее общие качества эмоций и чувств, их номенклатуру, значение для жизнедеятельности и т. п. Слепота, как показывают наблюдения, может повлиять лишь на степень проявления отдельным эмоций, их внешнее выражение и на уровень развития отдельных видов чувств.

Работа представлена кафедрой тифлопедагогики. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Л. В. Фомичева

Почему же врачи, педагоги, психологи придают большое значение положительным эмоциям для нормального развития ребенка? И надо ли применять специальные меры воздействия, чтобы формировать у малыша положительное эмоциональное состояние? Ребенок воспринимает явления окружающего мира, запоминает связи между предметами и явлениями, овладевает навыками, вступает в отношения со сверстниками и взрослыми лучше тогда, когда он находится в положительном эмоциональном состоянии. Ведь и взрослый лучше работает, охотнее учиться, даже справляется с какими-то трудностями жизни, если у него положительное отношение к происходящему, если он бодр и оптимистичен. А ребенок! Он бурно радуется и не менее бурно огорчается. Только что малыш смеялся, а вот он уже плачет. Взрослый помогает ему регулировать настроение, поддерживать его активность, интерес к окружающему. Такое состояние определяется как положительное эмоциональное, и оно наиболее благоприятно для развития и здоровья подрастающего поколения.

Тема исследования выбрана с целью более глубокого изучения особенностей эмоциональной сферы, развитие самосознания и самооценки, роль семьи в развитии и формировании межличностных отношений у детей-инвалидов по слуху.

Каждый человек сам по себе яркая индивидуальность, непохожая на других и идущая по своему собственному пути развития. А что же тогда говорить о людях, имеющих некоторые физические отклонения. Их путь развития существенно отличается от других. К примеру, люди с плохим зрением или слухом воспринимают этот мир совершенно по-другому.

Законодательством Республики Беларусь определено право на образование всех граждан Республики Беларусь. В Кодексе Республики Беларусь об образовании подчёркивается право детей с особенностями психофизического развития на дополнительное образование, с целью расширения их возможностей для участия в социокультурной деятельности.

Теоретическое исследование и изучение проблем понимания чувств и эмоций в зарубежной и отечественной психологии. Психологическая характеристика эмоций и чувств аномального ребенка. Анализ уровней эмоционального развития детей с умственной отсталостью.дипломная работа, добавлен 29.06.2011

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Анализ контингента детей с нарушениями зрения показывает, что его изменения имеют несколько тенденций, или направлений.

Представленный спектр книг является эффективным инструментом в деятельности педагогов и воспитателей, дефектологов, логопедов и прочих специалистов, а также используется в качестве вспомогательного материала учащимися профильных вузов и родителями, которые хотят обеспечить нормальное развитие своего ребенка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru