Открыть меню

эмоциональное развитие детей с нарушением интеллекта

эмоциональное развитие детей с нарушением интеллекта-1«Наш эмоциональный настрой в гораздо большей степени вызывает усталость, чем физическое напряжение», – Дейл Карнеги, американский педагог-психолог, публицист.

Проявление эмоций не зависит от качественного своеобразия структуры дефекта, т.е. от принадлежности ребенка к определенной клинической групᴨȇ. Развитие эмоций умственно отсталых дошкольников в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием сᴨȇциального ᴨȇдагогического воздействия, осуществляемого родителями и ᴨȇдагогом. Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в детском учреждении навыков и привычек, а также позволяют детям сделать ᴨȇрвые шаги в направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями. Первое в России исследование личности умственно отсталых детей (так называемого феномена «психического насыщения») было осуществлено в 1930-е гг. И.М. Соловьевым, результаты его нашли отражение в сборнике «Умственно отсталый ребенок».

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тяжелое нарушение развития — условно выделяемая категория, особая ситуация развития, характеризующаяся высокой степенью выраженности нарушения. Одним из вариантов является тяжелое нарушение интеллекта (идиотия). При этом состоянии наблюдется грубые дефекты со стороны сенсомоторной сферы, познавательной деятельности, эмоциональной и коммуникативной сфер. В связи с этим ребенку требуется значительная помощь как со стороны близких людей, так и со стороны специалистов — врачей, дефектологов, психологов, социальных педагогов [3].

Развитие эмоциональной сферы умственно отсталых школьников в значительной мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни. Свойственные умственно отсталым детям импульсивные проявления злобы, обиды, радости могут быть постепенно сглажены путем целенаправленного воспитания ребенка, способствующего осмыслению им своих действий и поступков, помогающие формированию положительных привычек и правильного поведения в быту, необходимых для социальной адаптации.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории школьников.

· аффекты – бурные, кратковременные ситуативные эмоциональные переживания, сопровождающиеся вегетативными сдвигами;

Например, подводящие упражнения часто воспринимаются как самостоятельные, не имеющие логической связи с основным упражнением.

Память является одной из высших психических функций человека, тесно связанной с остальными. В самых общих чертах психологическую категорию памяти можно определить как совокупности психических процессов организации и сохранения прошлого опыта, позволяющих использовать этот опыт в дальнейшем. К этим процессам, называемым в психологии мнемическими (от греч. «мнемос» - «память»), относятся запоминание (или следообразование), сохранение, узнавание, припоминание (воспроизведение), забывание.

Специалисты, занимающиеся изучением этой категории лиц, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками в клинической картине вследствие органического поражения ЦНСи значительно сниженным уровнем физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных и личностных качеств Шиф Ж.

Психическое недоразвитие (умственная отсталость) — совокупность этиологически различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации, главным образом из-за преобладающего интеллектуального дефекта.

Глава 1 Проблемы развития эмоционально-волевой сферы в трудах отечественных и зарубежных психологов… 5

Сегодня в обществе наблюдается культ рационального отношения к жизни, повышается маскулинизация, деловые качества становятся более востребованными, ценности обретают более инструментальный характер. В связи с этим мы все чаще и чаще сталкиваемся с проблемой низкого эмоционального интеллекта. Нам показалось интересным изучить особенности структуры эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, в частности у детей с нарушением зрения.

Дети с нарушениями интеллекта ощущают свои промахи и неудачи и не остаются к ним равнодушными. Во многих случаях они переживают свои ошибки, у них могут возникнуть нежелательные реакции на неудачу. Очень распространены у детей с нарушениями интеллекта приспособления к требованиям, которые предъявляют к ним окружающие. Эти приспособления далеко не всегда адекватны. У них возникает «тупиковое подражание» — эхолалическое повторение жестов и слов без понимания и смысла.

У таких детей со временем не возникает эмоционального общения с родителями. Одним из первых признаков нарушений в развитии интеллекта ребенка является отсутствие у него в раннем возрасте комплекса оживления — эмоциональной реакции узнавания взрослого, ответа на его улыбку, речевых реакций гуления. Обычно к трем месяцам у нормально развивающегося ребенка всегда проявляется комплекс оживления. Если же имеются нарушения интеллекта, то и в дальнейшем такое дитя не будет проявлять интерес к игрушкам над кроваткой, у него будет отсутствовать распознавание своих и чужих людей.

Дети с нарушением интеллекта раннего возраста, воспитыва­ющиеся в семье, получают коррекционную помощь в центрах пси­хического здоровья (специализированных яслях) для детей с орга­ническим поражением центральной нервной системы, в центрах раннего вмешательства, в центрах абилитации.

3. Бадамен, ЛО. Эмоции и характер детей / Л. Бадамен, А. Миронов // Дошкольное воспитание. - 1976 - №1 - с. 27.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДЕТСКОГО САДА

Лица с умственной отсталостью уже от рождения находятся в состоянии интеллектуальной депривации, когда информация извне воспринимается искаженно, искаженно перерабатывается и искаженно усваивается, а, следовательно, и искаженно актуализируется. Выраженные нарушения эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности, недоразвитие психических процессов препятствуют полноценной социализации таких детей, установлению двустороннего контакта между ребенком и социумом, что в свою очередь не может не отразиться на формировании самосознания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru