Открыть меню

для формирования словаря дошкольника необходимо

В современных условиях изучение и формирование глагольного словаря у дошкольников с ОНР является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики. Чтобы ребенок мог в полном объеме овладеть связной речью, ему необходимо накопить богатый глагольный словарь. Усвоение словаря у детей наиболее эффективно происходит в дошкольном возрасте, поэтому этот период необходимо использовать для проведения работы по его формированию. Но сегодня не хватает методик по формированию словаря глаголов у детей с ОНР, а также недостаточно комплексных методик по его исследованию. В имеющихся диагностических методиках Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.В. Серебряковой, Т.А. Ткаченко (2004), О.Е. Грибовой (2005) глагольный словарь входит в состав лексики или лексико-грамматического строя. Поэтому для его обследования отводится совсем небольшой объем заданий, что не дает возможность выявить полноту усвоения глагольной лексики, понять механизмы ее несформированности. Сложно подобрать необходимый наглядный материал для обследования и формирования предикативной лексики.

Обогащение словаря дошкольников происходит за счёт активизации усвоенных понятий слов в речи. Что это значит? Ваш ребёнок должен употреблять в разговорной речи усвоенные слова, называя их местоположение в пространстве, признаки предмета и действия с ним.

для формирования словаря дошкольника необходимо-2Глава I. Научно-теоретические основы изучения особенностей формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 9

В октябре изучила раздел «Методы и приёмы формирования словаря детей младшего дошкольного возраста» в книге Бородич А. М. «Методика развития речи детей» М., 2004г.

2. Игры, приемы, способствующие развитию словаря детей. 1. Известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность, разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы. Совершенствуется его мышление, внимание, восприятие. Но трудно представить, как бы в этом царстве ощущений и образов появилось слово, не будь общения.

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи.

Одной из главных составляющих этой несформированность является бедность и недостаточная систематизированность (а нередко и полная несистематизированность) их словарного запаса.

В настоящее время имеются работы, в которых раскрывается сущность и закономерности развития словаря детей дошкольного возраста и даётся достаточно полная характеристика понятия «слово».

Популярная игра по типу «чудесного мешочка» хорошо помогает накапливать словарный запас дошколят и учить их сопоставлять слово и предмет. Можно проводить с детьми всех возрастов, отличием в каждой возрастной группе будет усложнение словесного ряда. Младшие дети закрепляют названия предметов, старшие - больше внимания уделяют свойствам и назначению предметов, их взаимосвязи. Ведущий готовит красивый мешочек, куда складываются мелкие игрушки, знакомые детям. Ребёнок должен нащупать в мешочке предмет и назвать его, например, мячик, ложечка, веревочка, кубик. Затем предмет вытаскивается из мешочка и проверяется, правильно ли ребенок назвал.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.

Общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета.

Одним из самых распространенных нарушений в сфере логопедии является нарушение речи. Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается уже в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребенок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Он пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т. е. воздействовать на окружающий мир. Речь ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном образовательном учреждении на занятиях по развитию речи. Богатая, хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности старшего дошкольника. Например, лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное значение. Богатство словаря – это признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений и, в частности, обогащение словарного запаса дошкольника являются необходимым условием развития коммуникативных умений детей для дальнейшего их обучения в школе. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно. Отметим, что дошкольное образовательное учреждение является первым и самым ответственным звеном в общей системе образования. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Одним из существенных показателей гармоничного развития ребёнка является его словарный запас – тот объём слов, которым он пользуется в процессе общения и обучения.

Развитие речи, включающее умение правильно произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно употреблять слова, строить фразу и т.д., одна из главных задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Коррекция речевого развития для детей старшего дошкольного возраста является длительным процессом, которая направлена на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. И первый шаг по оказанию помощи — сенсорное развитие ребенка, одним из основных направлений является развитие восприятия пространственных представлений у дошкольников. Пространственная ориентировка для детей старшего дошкольного возраста является важным условием для усвоения знаний, навыков, умений, развития мышления детей. Это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы слухового, зрительного, кинестетического анализаторов.

Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, т.к. общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Учитывая то, что наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию глагольной лексики.

Главное в развитии детского словаря — освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.1 Экспериментальная работа по развитию активного словаря прилагательных у детей дошкольного возраста в процессе дидактических игр и лексических упражнений

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru