Открыть меню

диагностика нарушений развитии ребенка

Глава 1. Теоретические основы организации и проведения ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии

Повреждения, способные нарушить развитие, случаются и во время родов, особенно большая опасность возникает при нехватке кислорода (гипоксии). Однако важным является и рост плода в период всей беременности. В зависимости от времени повреждения нарушения развития могут быть очень тяжелыми или при рождении даже не замеченными, а выявленными в процессе роста ребенка. Кроме того, развитие может нарушиться вследствие нарушения циркуляции и стока спинномозговой жидкости и мозгового кровотечения. Развитие ребенка 1-3 лет может нарушиться после черепно-мозговых травм, инфекций или психических травм.

Итоговая работа, сопровождаемая справкой из учебного заведения, должна быть отправлена в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2006 г.

1. Какие причины вызывают нарушение развития в детском возрасте? 2. Как организовано обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в Российской Федерации? 3. В чем суть учения Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта психического развития? 4. Какие общие особенности характерны для разных категорий детей с отклонениями в развитии? 5. Какие ученые внесли вклад в разработку теории аномального развития?

В течение 10 лет в России существовала система пренатальной диагностики, ориентированная на муниципальные женские консультации, в которых ультразвуковую диагностику состояния плода проводило огромное число специалистов. Уже к 2008 г. среднее количество ультразвуковых исследований на одну беременную в Российской Федерации составляло 4,7 (данные МЗ и СР РФ). Однако эффективность этих исследований все годы оставалась крайне низкой, что отражалось на показателях младенческой и детской смертности, инвалидности, заболеваемости, когда каждый второй порок развития, подлежащий выявлению при УЗИ, не был диагностирован пренатально. Отечественные мультицентровые исследования, проводимые российскими лидерами пренатальной диагностики (М.В. Медведев, Е.В. Юдина, 2007), показали неэффективность схемы массового пренатального ультразвукового скрининга беременных на ВПР у плода, ориентированной на общую сеть женских консультаций, осуществляющих акушерское наблюдение за беременными женщинами. Данное обстоятельство определило необходимость поставить вопрос об изменении подходов и совершенствовании мероприятий пренатальной диагностики состояния плода для своевременного прогноза здоровья будущего ребенка и определения дальнейшей акушерской тактики.

Занятия психологической диагностикой в конкретной области требуют наличия знаний об объекте исследования и четких представлений о предмете и задачах. В связи с этим, прежде всего, охарактеризуем в самом общем виде сложную популяцию детей, определяемую как дети с нарушениями (или с недостатками) развития. Это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного (во время родов или в результате травмы или заболевания в первые годы жизни) повреждения сенсорных органов, двигательного аппарата или центральной нервной системы нарушается развитие соответствующих психических функций. Так, при повреждении глаза нарушается развитие зрительного восприятия, при повреждении внутреннего уха или слухового нерва страдает слуховое восприятие. Повреждение речевых зон коры мозга и аномалии органов речи нарушают речевое развитие. При поражении двигательных зон коры мозга страдает моторное развитие. Диффузное поражение коры головного мозга ведет к более или менее грубым недостаткам аналитико-синтетической деятельности мозга в целом, что проявляется, прежде всего, в нарушениях умственного развития.

Итоговая работа, сопровождаемая справкой из учебного заведения, должна быть отправлена в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2006 г.

1. Каковы задачи психолого-педагогической диагностики на разных возрастных этапах? 2. Какими методологическими принципами необходимо руководствоваться при организации и проведении психолого-педагогической диагностики? 3. Охарактеризуйте основные этапы психолого-педагогической диагностики. 4. Какие основные задачи решаются на каждом из этапов психолого-педагогической диагностики?

До 2-3-х месяцев плач - это характеристика состояния малыша. Например, сигнал голода - пронзительный, высокий и настойчивый, а дискомфорта – вялый, монотонный. Кроме того, возникает доречевая форма общения, которая проявляется в виде улыбки, непроизвольных звуках, прослеживании глазами за объектом.

Во-первых, это трудность диагностики самого дизонтогенеза и симптомов недоразвития внутри него. Ни большой клинический опыт врача, ни одна из психологических методик, утверждает Д. Н. Исаев, не гарантируют безошибочного распознавания, например, умственной отсталости у детей, особенно в раннем возрасте. В таких условиях надеяться поставить диагноз, не сопоставив картину нарушений с другими, на первый взгляд похожими состояниями, необоснованно и опасно, если учесть вытекающие для ребенка и семьи последствия.

3) углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы.

Детям с нарушенным слухом и сниженным интеллектом были посвящены работы Л.И.Тиграновой (1978), М.Ф.Титовой, Л.С.Томошюнене (1973), М.С.Певзнер, Г.П.Бертынь, Н.Ю.Дон- ской (1979) и других ученых. Описывая детей, отнесенных к этой категории комплексного нарушения, исследователи отмечали

Детям с нарушенным слухом и сниженным интеллектом были посвящены работы Л.И.Тиграновой (1978), М.Ф.Титовой, Л.С.Томошюнене (1973), М.С.Певзнер, Г.П.Бертынь, Н.Ю.Дон- ской (1979) и других ученых. Описывая детей, отнесенных к этой категории комплексного нарушения, исследователи отмечали

Логопеды и психологи дошкольных учреждений, педагоги подготовительных занятий могут профессионально оценить и обнаружить нарушения произношения. Основная цель их методики — это определить словарный запас и умение владеть словами. Задания в основном на построение предложений с определенным словом или на конкретную тему. Либо на подбор рифм к словам или, к примеру, придумать похожее слово по звучанию.

Каждой мамочке хочется, чтобы ее малыш был самым развитым, одаренным и смышленым. И для этого она прилагает немало усилий, предлагая своему ребенку с ранних лет различные развивающие игры и занятия. Но как понять, принесли ли ее действия результат, к которому она стремилась? На помощь в таком случае придет диагностика развития ребенка. С ее помощью можно выявить недочеты и пробелы и постараться оперативно, а главное, своевременно их устранить. 

В качестве психотравмирующего фактора, определяющего личностные переживания родителей детей с отклонениями, выступает комплекс психических, сенсорных, речевых, двигательных и эмоционально-личностных расстройств, характеризующих ту или иную аномалию детского развития. Выраженность нарушений, их стойкость, длительность и необратимость влияют на глубину переживаний родителей больных детей.

Устойчивое расстройство слуха, которое приводит к патологии развития речи, довольно распространены. Большинство случаев – это частичная потеря слуха (тугоухость) или глухота.

Готовность родителей участвовать в процессе воспитания и в работе с глухими и слабослышащими детьми обеспечит эффективность обучения и нормальное психомоторное развитие, позволит добиться потрясающих результатов. Малыши с нарушениями слуха нуждаются в особенном отношении, им сложнее приспособиться к окружающему миру.

- изменение отношения государства и общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья и их правам;

Обучение родителей работе с ребенком. Вовлечение родителей и ребенка в совместную работу со специалистом, которая продолжается самостоятельно дома. Обучение родителей ежедневной работе с ребенком.

Впервые у нас? Укажите почту и получите скидку 5% уже на первый заказ!

У всех детей с нарушением интеллекта наблюдаются недостатки речевого развития. Специфических особенностей, которые определяют каждый тип нарушенного развития, значительно меньше, чем тех, которые служат критериями дифференциальной диагностики [1].

Изучение состояния детской речи имеет огромное значение в системе всей коррекционно-развивающей работы, от его результатов зависит направление педагогического и организация логопедического воздействия. При этом важную роль в результативности (качестве) обследования играет правильный выбор методики обследования (соответствие возрасту ребенка, его психофизическому развитию) (Г.А. Волкова, Л.М. Ефименкова, В.В. Коноваленко, Р.И. Лалаева, Н.В. Нищева, Г.В. Чиркина и др.).

Специалисты утверждают, что речевые нарушения можно определить чуть ли не с первых дней жизни ребенка. В первую очередь на это указывает монотонный слабый крик малыша.

Поведение детей в процессе игры в лего. В процессе игры следует понаблюдать за тем, как ребенок ведет себя в кругу сверстников, с какими трудностями он встречается, как пытается их решать.

Проблема организации и проведения скрининг-диагностики в настоящее время решается по-разному. На практике встречается несколько вариантов. Например, педагоги, столкнувшись в своей работе с трудностями в обучении и воспитании ребенка, которые вызваны какими-то его особенностями, обращаются с запросом к психологу образовательного учреждения дать оценку этим особенностям и разработать соответствующие рекомендации к работе с таким ребенком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru