Открыть меню

диагностика эмоционального развития детей

Для того чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, знать его сильные и слабые стороны, наиболее результативно обучать и воспитывать как дома, так и в учреждениях образования, вовремя оказать психологическую помощь, необходима диагностика ребёнка. Это предполагает всестороннее исследование психологических особенностей, оценку личности, прогноз дальнейшего развития.

Концепцией модернизации российского образования определены приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.

Мозг новорождённого существенно отличается от мозга взрослого человека как размерами так и структурой. На протяжении детства происходит созревание организма ребёнка вообще и его мозга в частности. Масса последнего возрастает примерно в три с половиной раза, изменяется его строение, совершенствуются функции. Иначе говоря, психическое развитие происходит в условиях непрерывного органического взросления, что создаёт различные возможности для психической деятельности ребёнка на разных возрастных этапах. Помимо природных свойств и хода их созревания, на протяжении онтогенеза существуют индивидуальные различия в задатках, т.е. во врождённых анатомо-физиологических свойствах организма. Признав значение природных особенностей человека, мы должны подчеркнуть, что они являются условиями, предпосылками но не движущими причинами психического развития ребёнка. Ни одно из специфических для человека психических качеств не может возникнуть путём созревания органических задатков. Для этого требуются соответствующие социальные условия жизни и воспитания. Однако мало указать на важное значение социально – педагогических факторов, необходимо более конкретно представить себе роль этих факторов в психическом развитии. Психическое развитие ребёнка идёт своеобразным путём. Этот путь в общем философским плане был рассмотрен классиками марксизма. К Маркс говорил о том, что духовное развитие человеческого индивида происходит в процессе присвоения продуктов материальной и духовной культуры, созданной обществом; Ф. Энгельс называл этот процесс социальным наследованием. Психологи и педагоги показали, что так называемые высшие, специфические человеческие психические функции осуществляются с помощью усваиваемых ребёнком общественных способов познания и преобразования действительности, а следовательно, сама их структура имеет социальное происхождение, формируется прижизненно под влиянием обучения и воспитания. Громадные потенциальные возможности, таящиеся в природе каждого ребёнка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия. Р. Бамм и Р. Бараш подробно рассматривают эмоциональность детей. Человек не может быть безучастным к тому, что происходит вокруг него. Предметы, поступки, события, которыми наполнена жизнь, вызывают у него чувства, переживания, радуют, огорчают. В отличие от взрослых ребёнок выражает свои чувства бурно и непосредственно. По незначительному поводу он может смеяться и плакать, прыгать, хлопать в ладоши, кричать, топать ногами и т.д. Это происходит не только потому, что у него слабо развит самоконтроль, но главным образом потому, что у него нет жизненного опыта. Всё для него ново, и даже простые вещи становятся открытием, вызывают горячий отклик. Ребёнок взрослеет и у него накапливается опыт, и многое из того, что способно было раньше удивлять и волновать, становиться обыденным, привычным. А наряду с этим появляются новые, более высокие и сложные чувства. Участвуя в жизни коллектива, он всё полнее осознаёт себя гражданином. Он гневно осуждает несправедливость, зло, горячо одобряет положительные поступки товарищей и окружающих.

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?Узнай стоимость!

Для диагностики эмоционального развития могут быть использованы методики «Эмоциональная цветопись» А.Н. Лутошкина, «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста», «Определение уровня развития коммуникативной сферы детей дошкольного возраста», «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций», «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния».

Существует множество причин возникновения эмоциональных расстройств у ребенка, поэтому родителям следует быть особо внимательными при проявлении различных патологических признаков. Как правило, специалисты устанавливают окончательный диагноз при регистрации 3 признаков эмоциональной нестабильности.

Диагностика эмоциональной сферы ребенка позволяет выстроить целенаправленную, системную работу, определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться.

Основная цель программы коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, повышение осознанного восприятия ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

- широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;

Подход к диагностике в психологической практике несколько отличается от подхода к диагностике с целью научного исследования, выявления общих тенденций к закономерностей. Оказывая психологическую помощь, психолог всякий раз сталкивается с уникальной человеческой ситуацией и, по выражению , "покидая" мир испытуемых, оказывается лицом к лицу с "живым человеком" [33]. Проблема же заключается в том, что внутренняя жизнь "живого человека" не может быть познана до конца, она далеко не всегда вписывается в рамки общих закономерностей, всякое знание о ней приблизительно и соответствует лишь определенной ситуации, конкретному периоду. Зачастую для психолога более важным, чем объективный уровень того или иного нарушения, является глубина страдания человека независимо от его возраста, общая тенденция его развития, адекватные способы оказания помощи.

1) Качественный анализ. Вычисляется индекс тревожности (ИГ), который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков.

Психологическая диагностика используется также как средство текущего контроля психического развития ребенка и для индивидуального консультирования по запросу родите- лей; помогает своевременно выявить задержки и отклонения в этой сфере, определить их причины и при необходимости вы- брать соответствующие методы коррекции, предполагающие создание адекватных психолого-педагогических условий.

Основной целью курса является подготовка профессионала, способного работать с дошкольниками и развивать их эмоциональный интеллект. Данная программа предлагает изучить психологические основы формирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. Вы узнаете методики психолого-педагогической диагностики эмоциональной сферы, приобретёте навыки развития эмоционального интеллекта ребят.

Изучая личностное развитие ребенка, которому свойственны отклонения в поведении, психолог сталкивается с рядом проблем. Во-первых, личность уде сама по себе представляет сложное образование и нет такого метода, который может полностью раскрыть истинную сущность человека. Поэтому применяя те или иные методики, мы получаем сведения о частичных личностных проявлениях, на основании которых психолог составляет целостное представление о личности ребенка. Во-вторых, если поведение ребенка отклоняется от общественно-одобряемых норм, это может быть связано с нарушениями в развитии психики, детерминированными, в свою очередь, эндогенными и экзогенными факторами. В-третьих, учитывая, что процесс становления личности детей направляется взрослыми, необходимо проводить исследование личности ребенка в общем контексте социальной ситуации развития.

Процедура проведения. Возьмите ящик с фигурными прорезями и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Полноценное и правильное развитие эмоциональной сферы чрезвычайно важно для формирования личности дошкольника. Ведь оно влияет на познавательные процессы, мотивацию поведения ребенка.

«Нелепицы»; «Заплатки»; методика нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация); методика «Найди закономерность»; «Что в начале, что потом» (А.Н. Бернштейн); «Найди отличия»; цветовой тест эмоциональных состояний; методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова).

Дошкольный период — достаточно короткое время жизни человека. Поэтому важно именно в это время заложить хорошие основы личности. Немаловажным является эмоциональное развитие ребёнка, которое имеет свои особенные характеристики.

«Это интересно. Автор теории эмоционального интеллекта Дениел Гоулман убеждён, что жизненный успех зависит не только от уровня интеллекта, но и от хорошего умения управлять собственными эмоциями. А понимая свои эмоции, человек будет чувствовать и осознавать эмоции других».

В настоящее время методы психолого-педагогической коррекции занимают значительное место в общем комплексе реабилитационных мероприятий. Постоянно идёт поиск новых походов, методов и способов воздействия.

В учебном пособии рассматриваются современные методы диагностики и коррекции психического развития детей в дошкольном возрасте. Представленный материал используется в рамках вузовского курса "Методы психологического обследования и коррекции когнитивной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста". Пособие предназначено студентам очного и заочного обучения по специализации "Психология развития и возрастная психология", аспирантам, практическим психологам, работающим в сфере образования и социальной защиты. В пособии приведены литературные источники для дополнительного изучения особенностей психического развития детей дошкольного возраста.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru