Открыть меню

дети с комплексными нарушениями развития

По статистическим данным, дети со сложными комплексными нарушениями развития составляют до 40 % контингента специальных образовательных учреждений. Однако эта оценка очень условна, так как значительная часть таких детей реально находится за рамками образовательного пространства. Уже в роддомах многие из них получают социальный маркер бесперспективных с точки зрения потенциального развития и обучения. Именно эти дети пополняют ряды социальных сирот, отторгаются от семьи и помешаются в закрытые социальные учреждения (дома ребенка, психоневрологические дома-интернаты), где они находятся на положении тяжелобольных. Всю жизнь они вынуждены проводить, лежа в переполненных больничных палатах, не получая полноценного ухода, сенсорной и коммуникативной стимуляции, не говоря уже о полном комплексе абилитационных и реабилитационных услуг. Находясь в полной изоляции от окружающего мира, семьи, общества, они не имеют возможности заявить о своем бесправном положении. Многие из них умирают в первые месяцы жизни, так как их состояние усугубляется соматическими заболеваниями, психической депривацией и становится несовместимым с жизнью.

Большая распространенность речевых нарушений наблюдается при ЗПР. В исследованиях Н.Ю. Боряковой, Р.Д. Тригер, Е.С. Слепович, Р.И. Лалаевой, С.В. Зориной рассматриваются особенности речи детей с ЗПР, обусловленные своеобразием их познавательной деятельности, что проявляется в трудностях овладения семантикой речи, усвоения языковых закономерностей и обобщений. Т.Н. Волковская (2003) в процессе сравнительного изучения познавательной и речевой деятельности детей с ЗПР и детей с ОНР выявила группу детей, у которых сочетаются когнитивные и речевые нарушения, что позволяет говорить о самостоятельном специфическом характере структуры сложного дефекта.

У детей с нарушениями развития происходит отклонение от нормы психических функций вследствие врожденных или приобретенных поражений опорно-двигательного аппарата, органов речи, слуха и зрения или из-за недостаточности центральной нервной системы.

дети с комплексными нарушениями развития-2Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2. Распространенность речевых нарушений у умственно отсталых детей. Симптоматика речевых дефектов у детей с интеллектуальными нарушениями.

Взаимосвязь учебных дисциплин будет отражаться на изменении учебных планов, программ, учебных пособий, продумыванию организационных форм работы. Это также будет способствовать отбору речевого материала, созданию условий для обучения, а также подбора методических приемов работы.

   Пособие выполнено в русле уровневого подхода к изучению особенностей психического развития детей с комплексными нарушениями. Целью пособия является ознакомление читателей с особенностями развития детей с сочетанием нескольких первичных нарушений и раскрытие прикладных аспектов специальной психологической помощи таким детям и их родителям. В нем представлен диагностический комплекс для изучения особенностей развития детей с множественными нарушениями, даны психолого-педагогические характеристики детей, относящихся к разным уровням развития; раскрыты организационно-методические и содержательные основы психолого-педагогического сопровождения детей со сложными нарушениями.    К книге имеется электронное приложение, содержащее таблицы с диагностическим материалом по обследованию детей и иллюстрации к игровым упражнениям.    Адресовано работникам организаций образования, социальной защиты, здравоохранения. Может использоваться в образовательном процессе при обучении студентов дефектологических, психологических, педагогических факультетов, а также родителями детей с нарушениями развития.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. — М., 1970.

В последние годы отмечается тенденция к увеличению числа детей со сложными комплексными нарушениями развития. Проблема психолого-педагогической диагностики и коррекции подобных расстройств остается одной наименее разработанной как в теоретическом, так и в прикладном плане.

Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитииБорякова Наталья Юрьевна

Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

В пособии теоретически рассмотрен феномен сочетания нескольких первичных нарушений у ребенка и раскрыты понятия «сложное нарушение», «комплексное нарушение», «множественное нарушение», «сложная структура нарушения»; представлен психолого-педагогический инструментарий, позволяющий выявлять особенности индивидуально-психологического, речевого и социального развития детей с комплексными нарушениями; раскрыты основные организационно-содержательные аспекты психокоррекционной работы.

В специальных школах I и II вида обучаются и дети с комплексными нарушениями в развитии. Эта группа достаточно разнородна, полиморфна. В каждом отдельном случае нужно подходить к составлению обучающих, коррекционно-развивающих программ дифференцированно, с учетом структуры нарушений.

Особенности памяти – каждый процесс памяти нарушен, в целом процесс памяти нарушен, память не может выполнять своей главной функции. Процесс запоминания характеризуется недостаточной осмысленностью и последовательностью. Требуется больше времени для запоминания и многократное повторение. Повышенная забывчивость. Оюъем памяти ограничен. Процесс воспроизведения неточный, фрагментарный, механический. Нарушены все виды памяти, но особенно  нарушена образная память.

Работа представлена кафедрой сурдопедагогики Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова.

Указанные Вами данные не будут переданы третьим лицам и будут использованы только для связи с Вами.

Большая распространенность речевых нарушений наблюдается при ЗПР. В исследованиях Н.Ю. Боряковой, Р.Д. Тригер, Е.С. Слепович, Р.И. Лалаевой, С.В. Зориной рассматриваются особенности речи детей с ЗПР, обусловленные своеобразием их познавательной деятельности, что проявляется в трудностях овладения семантикой речи, усвоения языковых закономерностей и обобщений. Т.Н. Волковская (2003) в процессе сравнительного изучения познавательной и речевой деятельности детей с ЗПР и детей с ОНР выявила группу детей, у которых сочетаются когнитивные и речевые нарушения, что позволяет говорить о самостоятельном специфическом характере структуры сложного дефекта.

В литературе и практике в настоящее время не установилась единая терминология, одни и те же нарушения могут быть названы и сложными, и комплексными, и множественными.

93. дети с двумя выраженными дефектами, каждый из которых вызывает значительные нарушения в психофизическом развитии (например, слепоглухие, умственно отсталые глухие);

1. Особое место в этой работе отводится развитию коммуника тивной функции речи. Интенсификация речевого общения обус ловливает возникновение широкой речевой практики. Стимуля тором коммуникации выступает правильно подобранный матери ал, который доступен для произношения детей и актуален для их общения. Большое значение приобретают также создание благо приятных условий, использование разнообразных видов деятель ности, непосредственно направленных на побуждение к комму никации. Следует научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или в новых ситуациях, творчески реализовывать полученные навыки в разных видах деятельности.

Соотношение понятий «дети со сложными недостатками развития» и «сложная структура дефекта психического развития». Многообразие сложных нарушений развития у детей.Классификации сложных и множественных нарушений развития у детей. Понятие первичного, вторичного и третичного дефекта в развитии ребенка. Сложный дефект как сочетание двух первичных дефектов у одного ребенка. Понятие множественного нарушения развития.

Актуальность исследования. ХХ столетие и начало ХХI века были отмечены активным поиском путей создания новых направлений, технологий, методик коррекционной работы в системе специальной педагогики и специальной психологии. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья направлена на проектирование нового содержания образования (Н.Н. Малофеев). В связи с изменением нормативно-правовой базы и гуманизацией отношений в образовательном пространстве возникла необходимость дальнейшей разработки подходов помощи детям со сложными нарушениями развития, что обусловлено возрастающим их количеством, выявлением новых вариантов сочетанных нарушений и широкой распространенностью таких детей в специальных образовательных учреждениях. В ряде научных публикаций и нормативных документов «сложное нарушение» обозначается как «комплексное нарушение», что дает основание рассматривать их как взаимозаменяемые понятия.

В монографии «Профессионально-деятельностный подход к систематизации методов физического воспитания» приводится одна из ранних классификаций методов обучения в физическом воспитании - по источнику, из которого обучаемые получают знания, усваивают двигательные умения и навыки, и еще такие источники, как слово, наглядность и практика (Курамшин Ю.Ф., Грец И.А., Мин Хе Чжин, 2010). Эта классификация используется н в дидактике АФВ детей со сложными нарушениями. Однако специфические способы восприятия учебного материала детьми, имеющими сложные нарушения в развитии, определяют необходимость модификации используемых методов. Модификация основана не столько на видоизменении используемых методов, сколько на обогащении их содержания, приемах приспособления к возможностям ребенка с опорой на его сохранные функции, запас знаний и умений, наличие предыдущего зрительно-слухового, тактильно-вибрационного н двигательного опыта, пространственной ориентировки, способности к подражанию и многое др. Виды модификации учебного процесса представлены ниже.

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Специалисты в области психологии и педагогики (А. В. Запорожец, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Н.А.Подымов, С.Л. Рубинштейн, Г.Х. Шингаров и др.), изучая вопрос о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка, указывают на то, что развитие понимания эмоциональных состояний имеет огромное значение для разработки проблем онтогенеза человеческой психики [3].

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наличие подобных недостатков не предопределяет неправильного, с точки зрения социума, развития. Л.С. Выготским утверждалось, что «аномальный ребенок не неправильно, а иначе развитый».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru