Открыть меню

детей со сложными нарушениями развития

Таким образом, дети со сложными нарушениями развития — это достаточно редкая, статистически малозначимая категория аномальных детей. Между тем, согласно данным исследований и наблюдениям опытных дефектологов-практиков, эти дети составляют в среднем до 45 % контингента специальных образовательных учреждений. Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями представляют собой, достаточно малоизученную и труднейшую проблему специальной педагогики и психологии. До недавнего времени, в нашей стране, многим детям вообще невозможно было предоставить какой-либо реальной педагогической помощи, так как они считались необучаемыми (например, умственно отсталые дети с глубокими нарушениями зрения и слуха). Однако, за последнее десятилетие, положение в области коррекционного обучения и воспитания этой категории детей существенно улучшилось. Все возрастающее внимание к проблеме обучения детей со сложными дефектами стало одной из тенденций развития современной специальной педагогики и психологии. Все предыдущие исследовательские работы, в плане построения и развития реабилитационной помощи детям, касались в основном отдельных видов сложного дефекта. Отметим, что, данная проблема изучалась крайне неравномерно. Наибольший вклад был сделан в разработку психолого-педагогической системы воспитания слепоглухих детей. В число первоочередных задач входила проблема ранней диагностики сложного дефекта. Слишком поздняя диагностика — типичное явление в практике коррекционной работы с такими детьми. Вследствие этого дети со сложными нарушениями развития обычно слишком поздно попадают в сферу специального обучения. Нередко такая возможность возникает для них лишь к началу школьного возраста.

Сложный дефект представляет собой не просто сочетание (сумму) двух и более дефектов развития; он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от составляющих его аномалий.

2. В связи с низким исходным уровнем развития детей необходима регламентация объема программного материала по всем разделам программы и требований к его усвоению. Это необходимо, так как для детей данной группы характерен замедленный темп его усвоения. В более сокращенном виде по сравнению с обычными программами в специальных группах может быть представлена тематика игр, занятий по изобразительной и конструктивной деятельности, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи. Например, в процессе развития речи выделяется меньше тем, ограничен объем материала по каждой теме. Помимо сокращения объема изучаемых тем важна регламентация объема речевого материала, должен отбираться наиболее необходимый для развития общения и удовлетворения бытовых нужд ребенка речевой материал. Соответственно увеличиваются сроки освоения различного тематического материала, что создает условия для его повторения.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

После того, как серьезные соматические и неврологические проблемы решены на первом этапе реабилитации, и внимание родителей переключилось на лечение основного, наиболее тяжелого поражения, одной из врачебных задач является поддержание общего физического здоровья ребенка. Нужно помнить, что правильный ритм дня, хороший сон, качественное питание и хорошее пищеварение играют значительно большую роль в поддержании нервно-психического здоровья и в успешном обучении детей со сложными нарушениями, чем у их здоровых сверстников.

По данным последних исследований, эта группа детей составляет приблизительно 35-40 % от всего контингента обучающихся в специальных учреждениях.

В литературе и практике в настоящее время не установилась единая терминология, одни и те же нарушения могут быть названы и сложными, и комплексными, и множественными.

Предметом этой области специальной психологии является изу­чение своеобразия психического развития людей со сложными на­рушениями и определение путей психолого-педагогической помо­щи этим людям и их семьям.

• налаживание контакта с его родителями или людьми, их заменяющими, и предложения по его воспитанию и обучению в семье или в специальном коррекционном учебно-воспитательном учреждении.

Специалисты разводят понятия сложный и множественный, сложныйиосложненныйдефект, отмечая различную структуру нарушения. Понимание структуры осложненного дефекта трактуется рядом современных исследователей (Мастюковой Е.М, Жигоревой М.В. и др.) следующим образом.Осложненный дефектпредполагает наличие нескольких (как правило, двух) первичных нарушений, одно из которых определяет структуру нарушения, так как обусловливает вторичные отклонения, а другие первичные нарушения (в силу нерезкой выраженности) не приводят к выраженным негативным последствиям и не оказывают влияния на ведущий. При условии раннего выявления и оказания комплексной помощи неярко выраженные первичные нарушения компенсируются. Примером осложненного нарушения может служить незначительное снижение слуха у ребенка с ДЦП.

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

В традиционной отечественной дефектологии конца XX в. описание группы детей со сложными нарушениями в развитии, как правило, сопровождалось указанием на их немногочисленность и недостаточную изученность особенностей их психического развития. При этом наиболее исследованной моделью являлось и остается по сей день психическое развитие детей в условиях одновременного нарушения зрения и слуха.

И тут же родители впадают в панику, считая, что ребенок не излечимо болен. Но это не так! Если вы во время обращаетесь к логопеду, то шанс на, то, что у ребенка все будет хорошо, в разы увеличивается.

К сложным нарушениям детского развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В современной специальной литературе в номинации сложных нарушений обозначаются только так называемые первичные нарушения, например слепоглухота. Если в название включаются вторичные отклонения в развитии, как, например, в слове «слепоглухонемота», где «немотой» обозначено отсутствие речи у ребенка, являющееся лишь следствием его глухоты, социально обусловленным, г.е. вторичным нарушением, то такой термин следует признать неточным и устаревшим.

Это было первое учебно-воспитательное учреждение для слепоглухонемых детей в России. Там началась работа с этими детьми педагогов М.А. Захаровой и Ю.А. Якимовой, которые продолжили свою деятельность и после революции 1917 г., когда слепоглухие воспитанники вошли в состав группы глухих при Петроградском отофонетическом институте (позднее ставшем Ленинградским институтом слуха и речи), где и обучались до 1941 г. Научные наблюдения, сделанные на основе обучения этих детей, отражены в работах известного психолога А.В. Ярмоленко. С 1923 по 1937 г. очень интересно работала организованная И. А. Соколянским школа для слепоглухих детей в Харькове. Самой известной воспитанницей этой школы стала знаменитая слепоглухая писательница О. И. Скороходова. Впоследствии этот опыт был продолжен И. А. Соколянским и А. И. Мещеряковым в Москве в Институте дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО), где с 1947 г. велись научные исследования и осуществлялась практическая работа со слепоглухими детьми. Под руководством известных психологов А.Н. Леонтьева и А.И. Мещерякова было организовано обучение четверых слепоглухих студентов на психологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова в 1971 – 1977 гг. Двое из них – А. В. Суворов и С. А. Сироткин имеют ученые степени и являются авторами нескольких научных и научно-популярных книг. Широко известная в настоящее время школа – Детский дом для слепоглухих в Сергиевом Посаде Московской области – с 1963 г. успешно работает в системе Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации.

В последнее время наметилась тенденция к увеличению численности детей с аутизмом, осложненным умственной отсталостью. Неоднозначность клинико-психологической картины — искажение процессов эмоционального реагирования, гиперселективность восприятия [1], нарушение понимания символического значения слов и явлений, своеобразие речевого развития и интересов [2-4], дополненные недоразвитием познавательных процессов (высокая истощаемость внимания, низкий словарный запас и т. д.) — приводит к трудностям коррекционной работы, детско-родительского взаимодействия [5-7].

Наши наблюдения и практика обучения глухих и слабослышащих детей показывают, что лица с недостатками слуха со сложными нарушениями развития испытывают значительные трудности при включении их в социум не только слышащих людей, но и в микросоциум глухих и слабослышащих.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru