Открыть меню

что такое грамматический строй речи у дошкольников

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности.

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях. Во-первых, он обозначает грамматический строй языка, а во-вторых, - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи предполагает усвоение детьми именно грамматического строя языка.

Последовательность употребления падежных конструкций ориентирована на закономерности их усвоения при нормальном речевом развитии (винительный падеж, родительный, дательный, творительный, предложный).

        Это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.    Грамматический строй речи включает в себя Морфологический уровень  развития речи  и                Синтаксический уровень (приемы словоизменения                    (составление предложений, и словообразования)                            сочетание слов в предложении)

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

Важным фактором эффективности логопедической работы с детьми на логопункте дошкольного отделения является взаимодействие учителя-логопеда с родителями.

С целью исследования возможностей детей моделировать структуру предложения из определенного лексического материала, правильно выбирать форму этих слов из парадигматического ряда предлагаются дифференцированные задания на составление предложений из слов в начальной форме. Эти задания предлагаются в различных вариантах. Для определения возможностей правильного расположения слов в предложении используется различный порядок исходных существительных и глаголов. В одних заданиях слова даются в той же последовательности, в какой они воспроизводятся в предложении. В других заданиях порядок предъявляемых слов не соответствует их последовательности в предложении.

2. Количество специальных речевых занятий, где грамматические упражнения проводятся как часть занятий по развитию речи

Интерес к изучению особенностей детской речи определился достаточно давно. Педагоги, психологи разрабатывают различные методики для исследования и в случае необходимости коррекционной работы с детьми.

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов.

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.

Лексико-грамматический строй речи – характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства (34, с. 222).

Лексика, словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Активный словарь – слова, которые ребенок говорит.   Пассивный словарь — слова, которые ребенок понимает.

Сущность грамматического строя речи, его значение. Особенности усвоения детьми грамматического строя речи

Общее недоразвитие речи – это стойкое нарушение всех компонентов речи, как фонетико-фонематической и лексико-грамматической системы языка, так и связной речи.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА КУПИНСКОГО РАЙОНА

Глава 1. Формирование грамматического строя речи у дошкольников как проблема современной логопедии

В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.

Если вы уже зарегистрированны - авторизуйтесь.

оглавление Введение…………………………………………………………………….. 3 Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уро-вень)…………………………………………………………………………..….. 5 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень)…………………………………………………...…… 5 1.2 Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР (III уро-вень)…………………………………………………………………………......... 9 Глава II. Исследование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР (III уровень)……………………………………………………………..… 15 2.1 Организация и методика проведения экспериментального исследования……………………………………………………………………. 15 2.2 Анализ результатов……………………………………….………….. 17 2.3 Рекомендации по развитию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР (III уровень)………………………………………….… 21 Заключение………………………………………………………………. 36 Список используемой литературы………………………………………. 37 Приложения……………………………………………………………..… 39

Значение слова имеет сложную структуру. С одной стороны, слово является обозначением определенного предмета, соотносится с конкретным образом предмета; с другой стороны, слово обобщает совокупность предметов. На значение слова оказывает влияние связь с другими словами. Слово приобретает оттенки значения в зависимости от контекста, от ситуации речи, от отношения говорящего.

Анализ научно-методического материала по проблеме формирования грамматического строя речи у дошкольников показывает, что причиной возникновения трудностей в усвоении грамматических форм родного языка является то, что обучающие (родители, педагоги) сами не осознают этих значений и употребляют их интуитивно, усвоив их в процессе естественного восприятия языка. Отсюда следует, что заботой обучения должна быть забота о том, чтобы дети как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка и постепенно проникали в их смысл. Понимание смысла грамматических значений родного языка есть процесс становления и развития интеллекта растущего человека. Процесс этот протекает бессознательно. Однако, если он тормозится неумелым обучением, интеллектуальное развитие ребёнка задерживается. Ребёнок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru