Открыть меню

Анализ стиха «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов

В конце января 1837 года, получив известие о трагической гибели Пушкина, Лермонтов отозвался на это ужасное событие стихотворением “Смерть поэта”. Это яркий образец гражданской лирики поэта. В стихотворении дан отклик русского народного поэта на великую утрату, понесенную его родиной.

От лица всего передового, что было в русском обществе того времени, от лица широких народных масс Лермонтов выражает глубокую скорбь по поводу смерти Пушкина, гнев и презрение к убийцам великого поэта.

Разнообразные чувства волнуют душу Лермонтова:

и любовь к Пушкину, и восхищение его гениальным поэтическим даром, и глубокая скорбь о его гибели, и негодование на подлых убийц народного поэта.

Эти чувства находят яркое, художественное выражение в стихотворении – и в подборе слов, и в интонациях речи.

Пушкин – это гений (“угас, как светоч, дивный гений”), свободолюбивый, смелый и независимый поэт с “гордой головой”, с “сердцем вольным и пламенными страстями”.

Говоря о причинах гибели Пушкина, Лермонтов рисует яркую картину непрерывных преследований поэта, организованной травли его, подлой клеветы, к которой прибегали враги: “поэт

пал”, оклеветанный молвой. Враги своего добились:

Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один как прежде… и убит!

Это многоточие, поставленное перед словом убит, прерывая речь поэта, выразительно говорит о душевном волнении Лермонтова, потрясенного убийством своего любимого поэта и учителя.

Беспощадно клеймит Лермонтов непосредственного убийцу Пушкина – Дантеса. Он называет его убийцей человеком бессердечным (“пустое сердце бьется ровно”), карьеристом, приехавшим в Россию “на ловлю счастья и чинов”, презирающим все, что дорого русскому народу:

Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы, Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал.

Но уже в первой части стихотворения Лермонтов обличает настоящих виновников гибели Пушкина, тех “клеветников ничтожных”, которые “так долго гнали его свободный, смелый дар и для потехи раздували чуть затаившийся пожар”. Уже здесь Лермонтов точно указывает, кто эти клеветники: это “свет”, светское общество, против “мнений” которого “восстал” Пушкин.

Во второй же части стихотворения, в последних 16 строках, Лермонтов от элегии переходит к политической сатире, давая полный простор своему гражданскому негодованию. Поэт-трибун обращается к настоящим убийцам Пушкина с обличительной речью, клеймя “надменных потомков известной подлостью прославленных отцов”, тех, кто “жадною толпой” стоят у трона. Придворное общество Лермонтов называет “палачами свободы, гения и славы” и грозит им “божьим судом”. Но этот “суд” произойдет не в загробном мире, а здесь, на земле, где прольется “черная кровь” убийц Пушкина. Поэтому-то как “воззвание к революции” и поняли эти строки те, к кому они были обращены.

По своему жанру стихотворение “Смерть поэта” представляет собой смелое сочетание элегии с сатирой, впервые встречающееся в русской поэзии. Продолжая линию Пушкина, Лермонтов ломает рамки общепринятых жанров, создает новый жанр, наиболее подходящий для выражения его мыслей и чувств. “Смерть поэта” – это речь общественного обвинителя, новый образец политической лирики, отличающийся точностью и ясностью языка. Стихи поражают богатством интонации и с предельной убедительностью передают волнующие поэта мысли и чувства. Голос Лермонтова то дрожит от сдерживаемого негодования, то полон презрения, его речь то звучит грустно – лирически, то наполнена негодованием. Поэт подбирает слова, наиболее сильно выражающие его чувства (“известной подлостью прославленных отцов”).

Стихотворение “Смерть поэта”, разошедшееся в тысячах рукописных экземпляров, произвело огромное впечатление на читателей. Если придворное общество во главе с царем, расценивая его как “воззвание к революции”, поспешило расправиться с дерзким поэтом, то вся передовая часть дворянства и разночинной интеллигенции целиком разделяла чувства Лермонтова. Один из современников так передает впечатление, произведенное на него и его товарищей стихотворением “Смерть поэта”: “Мы читали и декламировали его с беспредельным жаром… Мы волновались приходили… в глубокое негодование, пылали от всей души, наполненной геройским воодушевлением, готовые, пожалуй, на что угодно,- так нас подымала сила лермонтовских стихов, так заразителен был жар, пламеневший в этих стихах”.

Другие работы по этой теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru