Открыть меню

Анализ романа Русский лес Леонова

Драматически остро звучат в произведениях современных писателей вопросы взаимоотношений человека и природы. На сме­ну пафосу покорения пришла выстраданная всем нашим нелег­ким опытом идея органического единства человека и природы, необходимости беречь окружающий мир не просто как “среду обитания”, а как основу человеческую бытия. Не случайно так много внимания уделяет природе В. Белов в книге очерков о народной эстетике, названной “Лад”. Писатель показывает, что цикличность времен года определяла всегда и ритм трудовых дел

сельского жителя, и особенности его быта, поведения, традиций, обрядов. “Человек всегда ощущал свое единство с природой, – делает вывод В. Белов. В союзе с нею он созда­вал сам себя и высокую красоту своей души, отраженную в культуре труда”, в искусстве, в отношении к миру и человеку. Раскрытию этой мысли подчинена композиция произведения, объединенного характерным для природы и сельской жизни принципа ритмичности, взаимосвязанности, “вытекаемости” одного из другого.

Современная “экологическая проза” развивается в традици­ях предшествующей литературы, прежде всего романа Л. Леоно­ва “Русский

лес” (1953). На первый взгляд может показаться, что произведение посвящено конкретному научному спору: столк­новению разных точек зрения на проблемы лесопользования, выраженных героями-антиподами Вихровым и Грацианским. Подчеркнем, что идея разумного отношения к лесным богат­ствам необыкновенно важна и по сей день, однако смысл про­изведения не сводится только к этому. “Для меня “Русский лес” – это раздумья о прошлом, настоящем и будущем моей Родины и моего народа”, – говорил сам автор. Действительно, стоит внимательно вслушаться в лекцию, которую читает сту­дентам ученый Иван Вихров, чтобы понять, что за его размыш­лениями о русском лесе скрывается целая философия жизни и места в ней каждого поколения. Основу этой философии со­ставляют уроки народной мудрости, полученные Вихровым в детстве и юности. Легендарный Калина Глухов учил Ивана Вих­рова беречь лес, иначе “прозябнет землица без своей зеленой шубейки… Будет коровка по семи верст за травинкой ходить, а раньше с аршина наедалась. И будет вам лето без тучек, иная зимица без снегов… И поклянут люди свое солнышко!.. И как побьете до последнего деревца русские-то леса, тут и отправи­тесь, родимые, за хлебушком на чужую сторонку”.

Отталкиваясь от мысли о том, что “народу нашему жить веч­но на этой священной земле”, Вихров приходит к выводу о не­обходимости “подлинной эстафетности”, по-хозяйски разум­ного отношения к природе. “Нет такого пункта в едином орга­низме природы, длительное воздействие на который не сказалось бы в самых отдаленных областях”. Природа словно бы вверяет свои сокровища благоразумию человека, и его задача – не повредить ее тонкий механизм.

В романе звучит актуальная для современной литературы мысль о бережном отношении ко всему живому на Земле: от слабой и беззащитной клетки до высшего разумного суще­ства – человека.

Глоссарий:

  • леонов русский лес анализ
  • русский лес анализ
  • русский лес леонов анализ

Другие работы по этой теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru