Открыть меню

Анализ произведения Распутина Женский разговор

Урок по рассказу «Женский разговор»

ЦЕЛИ УРОКА : работа с текстом, его анализ; помочь обучающимся понять, что всё в жизни сложно, особенно пора взросления, хорошо, что рядом умный взрослый человек, с которым можно поговорить на волнующие темы.

ЭПИГРАФ К УРОКУ : » Распутина – это путешествие в глубь человеческой души».

(Николай Котенко).

Ход урока:

Слово учителя :

- Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по рассказу «Женский разговор». В современной литературе Распутин занимает ведущее место.

Сначала мы познакомимся ближе с автором. Послушаем наших учеников (с материалами по биографии и творчеству выступают двое обучающихся).

1-й ученик .

Лауреат Государственной премии, Герой Социалистического труда, кавалер орденов Ленина, «Знак Почёта» и Трудового Красного Знамени, писатель с мировым именем Валентин Григорьевич Распутин вырос и духовно сформировался в Сибири. На Ангаре, среди гор и тайги разместилась небольшая деревня в 30-40 дворов – Аталанка: здесь прошло детство будущего писателя, её он считает своей настоящей родиной. «Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в неё удочки, ещё не окрепнув, тянулись в тайгу…»- вспоминает .

2-й ученик .

В. Распутин, как и другие его сверстники, формировался духовно и творчески в суровых испытаниях: война, победа, послевоенные трудные годы, превращение Сибири во всесоюзную стройку. Творческую судьбу Распутина можно без преувеличения назвать высокой, завидной, счастливой. Его книги издаются большими тиражами, но не могут покрыть читательской жажды познакомиться с его творчеством. Велика тяга людей услышать живое слово писателя не только в нашей стране, но и за рубежом: это рассказы и повести «Деньги для мари», «Уроки французского», «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Пожар» и др.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

В последнее время в журналах «Москва» и «Литература в школе» напечатан рассказ Распутина «Женский разговор», а в журнале «Наш современник» вышли его рассказы «В больнице», «В ту же землю», за которые он в конце 1996 года получил Международную премию Италии.

Итак, поговорим о рассказе «Женский разговор», постараемся вместе понять, чем заслужил он такой высокой оценки.

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

ЗАДАНИЕ: «Две героини, две судьбы. Расскажите об одной из них, Вике».

Ученики работают с текстом и отвечают:

- Это рослая налитая девушка 16 лет, но с детским «умишком», «голова отстаёт», как говорит бабушка, задаёт вопросы там, пора жить своим умом»; «скажешь сделает, не скажешь – не догадается». «Затаённая какая – то девка, тихоомутная». В городе связалась с компанией, бросила школу, стала пропадать из дому. И случилось то, что могло случиться, Вика оказалась в положении. Теперь её на перевоспитание отправили к бабушке.

ВОПРОС : «Чтобы лучше понять героиню, вслушаемся в её речь. Отложило ли время отпечаток на речи Вики?»

ОТВЕТ Недаром автор говорит, что Вика «затаённая какая-то», фразы короткие, решительные. Часто говорит нехотя. Её трудно вытянуть на разговор, она вся в себе. В её речи много современных слов.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

ЛИДЕР – человек, ни от кого не зависимый; ведущий, главный в каком – сообществе;

ЦЕЛОМУДРИЕ – строгая нравственность, чистота, девственность(ст – слав.), благоразумие, здравый смысл, рассудок;

РИФМА – созвучие стихотворных строк;

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННАЯ – имеющая ясную цель.

УЧИТЕЛЬ : Но понимают эти слова они с бабушкой по-разному.

Бабушка о современной жизни говорит так: «На холодный продуваемый простор выгнан человек, и гонит его неведомая сила, гонит, не давая остановиться. Сама жизнь гончей породы. Только в гоне, среди множества бегущих и забывается он, бедняга, только тогда и кажется ему, что он живёт. А как остановится – страшно. Видно, как всё вокруг перекошено, запущено, перекручено».

ВОПРОС: « И вот эта современная девушка оказывается в новой для неё обстановке, в глухой деревне. Почему именно сюда отправили Вику? Что из себя представляет деревня?»

Деревенька, видимо, небольшая. В домах печное отопление, телевизора нет у бабушки, надо принести воды и сходить за хлебом. Электричество не всегда, хотя рядом Братская ГЭС. Люди рано ложатся спать. Сюда отправили Вику, потому что хотели её оторвать от компании. Может быть, надеялись на влияние со стороны бабушки, на смену обстановки, в которой жила Вика. До этого момента никто не сумел подобрать ключик к душе Вики. Да и некогда сделать это в общем гоне.

ВОПРОСЫ: «Бабушка Наталья. Какой вы её увидели? Что мы знаем о её жизни? О взглядах на жизнь?»

Наталья прожила долгую, трудную, но счастливую жизнь. В 18 лет «перешила старое платье под новое» и в голодный год вышла невенчанная замуж. Наталья считает Николая мужиком твёрдым, ей за ним было легко жить. Жену свою Николай любил. Первый муж, Николай, погиб на войне. Он прислал с войны своего друга Семёна к Наталье, дав ему наказ. Долго не соглашалась, сопротивлялась Наталья, но со временем поняла, что нужна она Семёну, что без неё «он долго не протянет». «Смирилась и позвала его». «Он пришёл и стал за хозяина».

ВОПРОС : «Счастлива ли была Наталья?»

Думается, что да. Ведь она так хорошо говорит о своём втором муже Семёне. «Когда он прикасался ко мне … струнку за стрункой перебирал, лепесток, за лепестком. Чужой так не сумеет».

ВОПРОС: Как в речи Натальи раскрывается её душа, характер?»

В её речи много слов таких, которые она произносит по-своему, вкладывая более глубокий смысл. В её речи много выражений, наполненных знаниями жизни, человеческих взаимоотношений. «Только-только в дверку скребутся, где люди живут, а уж надоело!»

СЛОВАРНАЯ РАБОТА (слова, которые употребляет в речи Наталья)

Потрата – тратить, отдавать часть самого себя.

ТВЁРДЫЙ МУЖИК – основательный, умеющий принять на свои плечи основательную тяжесть, такой человек – основа семьи, не изменяющий взглядов, думающий обо всех.

НЕ ПО ОБНЮШКЕ – т. е. основательно, зная друг друга и любя.

РАСКОЛ В ЕЙ, терния – значит, нет в человеке главного, на него нельзя положиться, плохо рядом с таким.

ЛЮБЕЕ ЛЮБОЙ – так говорит Николай о женщине, которая умеет себя сохранить для мужа и отдать себя всю, всю любовь и нежность.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННАЯ – это самые разнесчастные бабы, похожие на гончих собак, которые гонят по жизни, никого и ничего не замечая.

УЧИТЕЛЬ: Согласитесь ли вы с таким толкованием этого слова?..

«Улыбистая» - говорит Наталья о себе. «ВО мне солнышко любит играть, а я уж про себя знала и набиралась солнышка побольше». Солнечный, светлый человек Наталья.

И вот эти разного возраста, живущие под одной крышей, родные по крови женщины заводят разговор о жизни. Инициатива в руках бабки Натальи, она не хочет отпустить Вику, не поговорив.

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ

(Со слов – Уеду, - ещё днём нацелилась Вика и теперь повторила: - Уеду с ним» до слов: «- Надоело. Спи, бабуля».

УЧИТЕЛЬ:

- Как вы понимаете состояние Вики? Что она имеет в виду, говоря: «Всё надоело…»

- По-своему Вика переживает за себя. Видимо, понимает, что поступает неправильно. А как надо, не знает. Вика говорит о целеустремленности, но целей и интересов в жизни у неё нет. В ней, видимо, что-то сломалось, и она не знает, как жить дальше.

ВОПРОС

«Почему бабушке так важно услышать от Вики ответ на вопрос: «…еройство это было, али грех? Как ты на себя-то смотришь?» Простила бы бабушка Наталья такой грех?

Бабушка Наталья не простила бы никакого сознательного греха. С каждым грехом человек теряет частичку себя. Недаром она говорит: «Такую потрату на себя приняла!» А для Вики этот поступок был своеобразным геройством.

Вопрос: «Хочется Наталье, чтобы внучка сохранила себя в чистоте, подготовила к замужеству. У Натальи своё представление о невесте. Какой она должна быть?»

«Ласкавая, да чистая, да звонкая, без единой без трещинки, укакая белая, да глядистаяда сладкая»

ВОПРОС : «Что значит любить, по словам Натальи? Любили ли они друг друга, Наталья и Семён?»

«Любовь была, как не быть, да другая, ранешная, она куски, как побирушки, не собирала. Я как думала: не ровня он мне. Зачем мне себя тратить. Его дурить. Зачем людей смешить. Если никакая мы не пара? На побывку к себе брать не хотела, это не для меня, а для меня, а для жизни устоятельной ровня нужна».

УЧИТЕЛЬ : Было уважение друг к другу, забота, общая цель, жалость, сочувствие – это и составляло основу их жизни.

ВОПРОС: «Что значил для Вики разговор с бабушкой? Почему бабушка считала, что разговор нужен? Изменилась ли Вика?

Этот разговор важен был для обеих: бабушка рассказывала о себе, передавала свой жизненный опыт, взгляды на жизнь, поддерживала внучку, вселяя в неё уверенность, создавала основу для дальнейшей жизни – устою, как она говорит сама.

А для Вики этот разговор – начало новой жизни, осознание своего «я», своего назначения на земле, разговор затронул Вику, «неспокойно засыпала девчонка – подёргивалась. Одновременно вздрагивая, плечи, левая рука, ища гнезда, оглаживала живот, дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки».

УЧИТЕЛЬ: Какой вам видится продолжение Викиной судьбы?..

ИТОГ УРОКА : Сделаем вывод. Прочитан рассказ, вместе с героями пережита трудная жизненная ситуация. Я думаю, что описанная история затрагивает души людей разных поколений, заставляет задуматься о жизни. И не только к молодым обращён этот рассказ, но и к людям старшего поколения, чтобы готовили молодых к жизни.

- Спасибо, ребята. Благодарю вас за творческий подход, за искренность, за желание думать, искать истину, за веру в то, что добро должно победить зло…

Д/З Написать отзыв по рассказу «Женский разговор»

Интересные новости
  • Избыточный вес вреден - излишняя полнота
  • Как правильно подобрать прическу - выбор прически зависит от формы лица
  • Как ухаживать за волосами - любая прическа хороша лишь в том случае, если у вас хорошие волосы
  • Как делать массаж лица - косметический массаж
  • Красивый маникюр в домашних условиях - неухоженные ногти и плохой маникюр могут испортить самую соблазнительную красотку

Проекты по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru