Открыть меню

Анализ произведения Лето Господне Шмелева

Как известно, многие произведения великого русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева созданы в изгнании. Среди них – его автобиографический Роман “Лето Господне” , основанный на воспоминаниях детства, проведенного будущим писателем в неповторимом по своей красоте и притягательности Замоскворечье.

Учителем подготовлен анализ романа, опирающийся на методические приемы: целостное восприятие произведения в единстве формы и содержания, выяснение значения незнакомых слов и комментирование текста, самостоятельная работа учащихся

“Шмелев теперь – последний и единственный из русских писателей, у которых еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка”, – писал А. И. Куприн об Иване Сергеевиче Шмелеве.

Вернулись на родину архивные материалы Ивана Сергеевича, стали издаваться произведения. Главная книга его жизни – “Лето Господне” – вобрала в себя многое из человеческого и художественного опыта, подытожила его искания, думы о том, что такое

В 11-м классе старшеклассники имеют уникальную возможность познакомиться с этой книгой. Наиболее продуктивным способом изучения литературного произведения является Целостный анализ. Обращение к такому пути изучения продиктовано стремлением сохранить у учащихся полноту восприятия и осмысления произведения в единстве формы и содержания.

Начинаем с выяснения Общей тональности, которую часто называют стилевой доминантой. Ученикам дадим задание: назвать эпитеты, определяющие тональность, которая доминирует в романе Шмелева “Лето Господне”. Ученики так определяют атмосферу этого произведения и называют следующие эпитеты: Светлая, добрая, уютная, теплая, мирная, светоносная, целомудренная, сердечная, духовная, православная, солнечная, гуманная, душевная, лирическая, родная, радостная…

В связи с тем, что заглавие является одним из весьма важных структурных и смысловых элементов художественного текста, учащиеся переходят к анализу Названия, которое содержит информацию об авторской концепции, передает авторскую оценку описанного и направляет читательское понимание текста. Заглавие – это образное отражение замысла писателя, идеи произведения. Учитывая столь важную функцию заглавия, адресуем учащимся следующие вопросы.

– Что обозначает слово “лето”?

– Что можно сказать о содержании, идее произведения, его языке, судя по названию?

– Как вы думаете, почему первоначально Шмелев назвал свой роман “Солнце живых”?

Предложенные проблемные вопросы активизируют мышление, воображение старшеклассников. С интересом они высказывают свои предположения о том, что “лето” символизирует круг – идеал бесконечности духовной жизни человека. Круг Как воплощение совершенной формы, по мнению ребят, олицетворяет символ неба, солнечного ока, начала и конца человеческого существования, бесконечной смены поколений. Учитель напоминает, что круг на Руси считался символом всеединства, он понимался как “закон нравственной любви” , как “целостности, иррациональности и ориентации на всечеловеческое единство” .

Отвечая на третий вопрос, школьники рисуют воображаемый образ автора, говорят о его душевной чистоте, предполагают высокий замысел произведения, связанный с духовным восхождением человека.

Следующий этап Морально-познавательной и ценностно-ориентационной деятельности учащихся – определение идейно-художественной функции Эпиграфа. Старшеклассники знают, что при помощи эпиграфа автор может выразить свое отношение к сюжету, героям, описываемым событиям. Ученикам предстоит выяснить, как известные пушкинские строки, взятые Шмелевым в качестве эпиграфа, связаны с авторским замыслом и идеей книги.

Учитель акцентирует внимание школьников на концептуальной значимости эпиграфа, помогая им постигнуть идею книги Шмелева, выражающуюся в “древней глубине общенародной памяти” .

Старшеклассники, определяя идейно-художественную роль пушкинских слов, предваряющих роман, выявляют замысел Шмелева – показать любовь к предкам, к ближнему, любовь-всепрощение, любовь к своим истокам, возвращение к которым сулит человеку нравственное самосовершенствование.

Следующий этап целостного анализа произведения – выявление и постижение нравственно-художественного идеала писателя, воплощенного в Композиции “Лета Господня”.

Старшеклассникам известно, что композиция проявляется не только в сюжетно-повествовательной стороне произведения, но и в его образной ткани и системе характеров; а внутренней задачей композиции является непрерывность движения художественной мысли и чувства, тесная связь каждого элемента с целым.

В связи с тем, что Композиционный анализ – достаточно трудоемкий процесс, исследовательская работа учащихся выпускного класса проходит в малых группах на основе диалога.

Старшеклассникам предлагаются следующие проблемные вопросы и задачи-коллизии.

– В чем заключается закономерность расположения глав в книге И. С. Шмелева “Лето Господне”?

– Почему в основу композиционной модели положен круг? Что он символизирует?

– Как принцип круговой композиции реализуется и на уровне всего романа, и на уровне одной главы?

– Почему бытовое пространство у Шмелева не воспринимается замкнутым?

– Проследите реализацию композиционной модели на примере одной главы.

– Почему образ Ванюши становится организующим центром всего романа, вокруг которого вращается художественный мир “Лета Господня”?

– Как в композиционном построении книги отражается образ автора, его мировосприятие, чувства, мысли, убеждения, идеалы?

Каждая из малых групп, выполнив предложенные учителем задания, анализирует самостоятельно выбранную главу романа и выявляет посредством анализа композиции нравственно-художественные идеалы писателя.

Приведем в качестве примера работу одной из малых групп семинара по определению композиционной модели главы “Постный рынок”.

“Время повествования у Шмелева ограничено рамками одного дня, но единственного в своем роде, неповторимого, подобно каждому дню человеческой жизни. История любого рода тесно связана с историей страны и ее народа, поэтому Кремль привносит в текст тему исторической памяти, а мальчик Ваня становится наследником родовой и исторической памяти, будущим хранителем духовных идеалов своего народа.

В описании Постного рынка размыкается художественное пространство. Предметный мир Шмелева возвышенный, духовный, неземной. Затем художественное пространство Постного рынка вновь закольцовывается описанием Кремля.

Священная память, родовая, историческая способны в человеке пробудить Человека – воистину духовное существо. Композиция главы в миниатюре повторяет архитектонику романа: каждый описанный день представляет собой целостную, идеальную модель бытия.

Глава “Постный рынок” построена по Модели круга. Из всего комплекса Смыслов “круга” для русской религиозной философии значимыми оказались представления о круге как о совершенной форме, о творении мира в форме круга, в силу совершенства которого и каждая частица мира наделена совершенством. С кругом традиционно связывали представления о Божестве.

Круг символизирует целостность космических процессов. В христианстве с символом круга связан его главный идеал – Всеединство и его главный принцип – постоянное возвращение к центру, разрушение личного эгоизма, примирение Бога и человека, примирение самих людей”.

Продолжая исследовательскую работу По изучению построения книги Шмелева, ученики обращаются ко второй композиционной особенности произведения – своеобразному расположению глав и специфике заголовков. Учащиеся отмечают, что повествование в романе строится в соответствии с Православным церковным календарем. В композиции “Лета Господня” отражен годовой цикл календарных праздников и обрядов.

Слово “праздники” для писателя наполнено глубоким духовным смыслом и неразрывно связано с культурой родного народа. Праздничная культура в России создавала человеку запас жизненных сил, приобщала к национальным ценностям и способствовала духовному становлению человека. Праздничная культура – это в первую очередь результат Педагогической системы народа, складывающейся на протяжении нескольких веков.

Посредством праздников в форме Традиций Закрепляются и передаются из поколения в поколение высшие человеческие ценности.

“Лето Господне” знакомит учеников с чередой праздников, каждый из которых по-своему неповторим: Рождество, Святки, Крещение, Ефимоны, Масленица, Благовещение, Пасха, Покров день, Петров день, “Филипповки”, Троица, яблочный Спас, Михайлов день.

Школьникам предлагается ряд учебных задач, решение которых позволяет постигнуть нравственно-художественный смысл праздников, так детально описанных в книге Шмелева.

– Какова цветосветовая гамма праздников в романе Шмелева “Лето Господне”?

– Прослеживаются ли в описании Шмелевым предметного мира гоголевские традиции или у Ивана Сергеевича свое, особое отношение?

– Как предметы вещного мира у Шмелева сочетаются с вечными категориями бытия?

– Каким нравственно-художественным смыслом наполнены праздники в “Лете Господнем”?

Изучая особенности композиции произведения, старшеклассники делают вывод, что вторая часть романа Шмелева – “Радости” – и по своей тональности, и по тематике тесно связана с первой – это второй круг от праздника к празднику.

Учащимся предлагаются Следующие вопросы и задания для выявления нравственного потенциала книги.

– Какие ценности для маленького героя становятся значимыми?

– Как “радости” влияют на духовное становление мальчика?

Старшеклассники отмечают, что практически во всех главах доминирует слово “радость” или производные от него.

Изучая текст романа, школьники помимо ключевой лексемы “радость” выделяют еще одно слово-доминанту – “солнце” и его производные.

Так целостный анализ книги Шмелева позволяет учащимся сделать вывод о том, что частотность использования в произведении лексем “радость” и “солнце” связана с идеей Жизнеутверждения И оптимизма.

Школьники выявляют воспитательную роль трудовых сцен в романе. С какой удивительной трогательностью Шмелев изображает процесс засолки огурцов, квашения капусты, заготовки яблок на зиму и колки льда на лето, приготовления к праздникам. Радость в “Лете Господнем” невозможна без труда, человека оценивают зачастую по мастерству.

Отец Вани – без остатка отдающийся работе; Горкин – прекрасный плотник, знаток Священного Писания, увлеченный голубятнями; Солодовкин – самый лучший птичник в Москве; Денис – великий знаток рыбы; Гаранька – искусный повар; Егорыч – мастер, славившийся чудесными “масленицами”; купец Крапивкин – знаменитый торговец овощами и фруктами . Мастерство, приобретенное неустанным трудом, делает этих людей нужными и уважаемыми. Труд как неотъемлемая часть жизни доставляет радость всем героям произведения и является как для них, так и для автора Высшей ценностью.

Старшеклассники в процессе целостного анализа отмечают еще одну отличительную особенность романа “Лето Господне”: маленький герой живет в мире, где ценят каждый день, каждый миг, дорожат каждым человеком, где даже вещь одухотворена, где все пронизано неподдельной любовью, нежностью, лаской, согрето теплом, где радостно и покойно.

Учащиеся, читая главу “Скорби”, обретают бесценный жизненный опыт: даже в трагический момент жизни человеку преподносится бесценный урок жизнелюбия.

Следующим этапом Учебно-познавательной деятельности стало обращение к Системе образов.

Анализ главного образа романа предваряет ряд проблемных вопросов и заданий.

– Кого можно назвать наставником мальчика?

– Какое влияние на формирование духовного мира Вани оказывает Горкин?

– На каких идеалах построена “педагогика” Михаила Панкратьевича?

– Как взаимоотношения окружающих влияют на духовное становление мальчика?

– На чем основана “педагогика” отца Вани?

– Как трудовые будни и православные праздники формируют духовность ребенка?

– Какие святыни закладываются в душе мальчика? Какие традиции оказывают на него наибольшее влияние?

Искренние, доверительные отношения царят в доме Ванюши, а теплота и душевность окружения как воздух необходимы ребенку для духовно-нравственного становления. В этом убеждаешься, проанализировав только, как персонажи И. С. Шмелева обращаются друг к другу. Мальчика нежно называют “милок”, “Мураша”, “махонький”, “чижик”, “голубок”, “братец”, “дружок”, “милый”, “косатик”, “миленький”, “Ванятка”.

Ласково, мягко в их доме звучат имена людей: “Домнушка”, “Антипушка”, “Марьюшка”, “батюшка”, “Гаврилушка”, “матушка”, “папашенька”, “Мартынушка”, “Сонечка”, “Софочка”, “Сереженька”, “Аннушка”, “Катюшка”. Ребенок в обращениях к себе, к окружающим чувствует доброту и любовь.

Образцами поведения для Ванюши являются сами взрослые: их поступки, убеждения, взаимоотношения. Мальчик склонен им подражать, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Ребенок знакомится с жизнью взрослых разными путями: наблюдая их праздники и трудовые будни, слушая их рассуждения о жизни, сказки, стихи. В качестве образца для Вани выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих.

Михаил Панкратьевич Горкин – духовный наставник мальчика.

И. С. Шмелев в заботе старшего поколения о младшем видел универсальную функцию человека. Маленький герой получает от людей старшего поколения Бесценные уроки добра, милосердия, терпения, трудолюбия. Учащиеся, изучая “Лето Господне”, учатся различать истинные и мнимые ценности.

Это понимание требует духовного потенциала учеников.

Анализируя лексику, школьники выявляют некоторые особенности.

Одна из них – Обилие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Выполняя задание групповым методом, ученики называют целый ряд слов с указанными суффиксами: Голубок, рыбка, праздничек, голубка, травка, листочек, крестик, сторонка, дружок, батюшка, березка И так далее.

С целью выявления смысловой и идейно-художественной нагрузки слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, так широко используемых Шмелевым в “Лете Господнем”, учащимся предлагается несколько вопросов и заданий.

– Кому из персонажей “Лета Господня” принадлежат слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

– Как это характеризует героев романа?

– В каком стилистическом окружении используются у Шмелева слова с суффиксами эмоциональной оценки?

– Как эти слова связаны с идейным замыслом произведения?

В процессе лексического анализа текста ребята называют еще одну особенность – Частое использование церковнославянизмов. Определяя идейно-художественную функцию этого языкового пласта “Лета Господня”, школьники отмечают, что, во-первых, церковнославянизмы помогают Шмелеву воссоздать колорит эпохи начала XX века, придать повествованию торжественное звучание. С другой стороны, церковная лексика настолько органично соединена с бытовой, что все обыденное, повседневное в романе приобретает высший, духовный смысл, быт в “Лете Господнем” одухотворен.

Третьей особенностью языкового строя ученики называют широкое привлечение Шмелевым Элементов устного народного творчества.

Старшеклассники говорят, что художественную ткань “Лета Господня” составляют сказочная манера повествования, фрагменты народных песен, загадки, потешки, дразнилки, устные рассказы, притчи, исполнение языческого обряда гадания, пословицы и поговорки. В “Лете Господнем” искрометный юмор, песенки-потешки , дразнилки , зазывные стишки трактирщика Брехунова, шутки-прибаутки, Загадки Горкина , Пословицы и поговорки по-новому раскрывают мир маленькому герою, помогают представить привычные вещи в неожиданном свете.

В процессе изучения языкового строя “Лета Господня” школьники обращают внимание еще на некоторые фольклорные особенности произведения. К удачным художественным находкам Шмелева они относят употребление Сдвоенных Прилагательных, существительных и глаголов: Киты-рыбы, горит-чадит, печка потрескивает-стрекает, вертелся-катался, видали-сказывали, смотрю-любуюсь…

Этим фольклорным приемом писатель придает художественному тексту эмоциональную насыщенность. Усиливают эмоциональность повествования “Лета Господня” и повторы одного и того же слова: Посинел-посинел, нежное-нежное, часто-часто, тихо-тихо… Школьники отмечают обилие просторечья в речи персонажей Шмелева И обращают внимание на то, какой мощной силой обладает у писателя каждое слово.

Они приходят к следующему выводу: в гуще народной живет, развивается герой-повествователь и, постигая сокровища родного языка, усваивает национальные особенности русской культуры, ее непреходящие ценности. Л. И. Тимофеев неслучайно утверждал, что язык – это своеобразная память народа, закрепившая его прошлое и сохраняющая настоящее для будущего.

Установлению Нравственно-художественных идеалов способствует работа учащихся с Цветовыми эпитетами, Используемыми Шмелевым.

Доминирующими в романе являются такие прилагательные-определения, как Золотой, розовый, светлый, белый. Анализируя лексический строй произведения, школьники приводят следующие примеры из текста: “золотая Москва”, “звон золотой”, “золотое слово”, “золотые паутинки канители”, “золотые куличики”, “золотистые хоругви”, “ослепительно-золотые луга”, “лампадка розовая”, “розовые яблоньки”, “розовое детство”, “светлый день”, “круглые светлые слезинки”, “светлая песнь”, “светлый чистый напев”, “яблони белые от цвета”…

Старшеклассники замечают, что цветовые обозначения “золотой”, “розовый”, “светлый”, “белый” органично входят в художественный мир романа и обретают у Шмелева неповторимую образность. Цветообозначения у писателя становятся оценочными: с их помощью автор передает отношение героя-повествователя к окружающему миру, к другим людям. Для мальчика все, что он видит, пронизано и согрето ласковым солнцем, а потому воспринимается в золотом свете. Розовый свет – это отблеск солнечного, золотого цвета.

Белый цвет символизирует в “Лете Господнем” чистоту души ребенка, его безгрешность, добрые помыслы и поступки. Только очень добрый, всех любящий и всеми любимый человек способен видеть мир в таких трогательно-торжественных красках. Каждый эпитет у этого автора наполнен духовным смыслом.

Завершая Целостный анализ романа “Лето Господне”, ученики приходят к пониманию того, что вся художественная ткань книги Шмелева пронизана Идеалами любви, добра, жизнерадостности и всеединства.

Любовь, добро и милосердие – это те три кита, на которых должна быть устроена человеческая жизнь, это вечное, бессмертное начало, которое придает бренной мирской жизни особый смысл, делает человека Человеком. Служение другим людям, вершина нравственного восхождения, преодоление сознания личностного превосходства над другими людьми, по мнению И. С. Шмелева, – высшее проявление нравственности.

Целостный анализ художественного текста позволяет учащимся полнокровно воспринять и глубоко осмыслить роман И. С. Шмелева в органическом единстве формы и содержания, помогает убедиться в нерасторжимости нравственно-художественных идеалов автора и их образного воплощения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru