Открыть меню

Анализ пьесы Дни Турбиных Булгакова

Пьеса “Дни Турбиных” является своего рода драматургическим вариантом романа “Белая гвардия”. Она создавалась Булгаковым на его основе; но в то же время это самостоятельное художественное произведение, во многом отличающееся от романа. Михаил Афанасьевич работал над пьесой по заказу МХАТа, и в 1926 г. состоялась премьера спектакля – Он вызвал весьма неоднозначный отклик в советской критике; Булгакова обвиняли в пропаганде “бе-логвардейщины” и даже на время запретили постановку. Но вскоре спектакль вновь появился на сцене

МХАТа и шел более восьмисот раз, причем 15 раз на нем присутствовал И. В. Сталин.

Чем же был вызван такт”! интерес к произведению? С самого начала работы Булгаков считал ” Дни Турбиных ” не военной пьесой, а пьесой об интеллигенции. Он ставил перед собой задачу показать, как революция, меняет людей; показать судьбу людей, принявших и не принявших революцию. В центре внимания писателя находится трагическая судьба семьи Турбиных. Действие в пьесе развивается на фоне бурных событий, происходивших на Украине в 1918 – начале 1919 года.

Эта пьеса – во многом автобиографическое произведение. Прообразом семьи Турбиных

послужила семья самого Булгакова ; многие другие персонажи пьесы были “срисованы” автором с близких друзей и знакомых. Писатель сам был непосредственным свидетелем и участником всех описываемых событий, и это придало пьесе особую достоверность и реалистичность. Пьеса представляет собой многоплановое и многоаспектное произведение. В ней семейные сцены перемежаются с Историческими . Замкнутый уют Турбиных “за кремовыми занавесками” “взрывается” массовыми сценами.

Лирическое начало сочетается в пьесе с юмором , сатирой и гротеском . Писатель мастерски рисует общественные события в Киеве 1918-1919 годов и сложнейшие психологические переживания Турбиных, Мышлаевского, Студзинского, Лариосика. Булгаков обращает главное внимание на то, как революция, изменившая привычный уклад жизни семьи Турбиных, повлияла на судьбы людей. Трагическим лейтмотивом звучит в пьесе тема крушения – крушения прежней жизни, прежних взглядов и убеждений. Старый мир рушится, й перед героями пьесы встает проблема выбора. “Как быть?” – вот вопрос, ответ на который мучительно ищут герои пьесы.

Центральным образом в пьесе является образ Алексея Турбина. Он проходит сложную эволюцию – от желания драться с большевиками до осознания трагической обреченности белого движения. Трагедия Алексея Турбина – это трагедия сильной личности, честнейшего человека, переживающего мучительное крушение своих прежних идеалов и представлений. Ключевой сценой в пьесе является сцена в Александровской гимназии, когда Алексей своей властью распускает артиллерийский дивизион. Он не

Хочет участвовать в “балагане” – в защите позорно сбежавшего гетмана – и не хочет выводить дивизион, сплошь состоящий из необстрелянных юнкеров и. бывших студентов, на бессмысленную гибель. Он, казалось бы, нарушает присягу, и некоторые офицеры и юнкера призывают, не понимая вначале мотивов его поступка, арестовать его. Но правда находится на стороне Турбина, и все вскоре осознают это: Алексей фактически спасает своих подчиненных от верной смерти.

В своей речи Турбин произносит пророческие слова: “Народ не с нами. Он против нас”. Осознание этой истины далось ему нелегко: он признает обреченность белого движения.

Полковник Турбин до конца выполнил свой воинский долг: он погиб, прикрывая отход юнкеров. Идейную эстафету выстраданных убеждений принимает от Турбина Виктор Мышлаевский. В конце пьесы происходит резкое столкновение между Мышлаевским и Студзинским.

Студзинский собирается пробираться на Дон, в Добровольческую армию генерала Деникина, чтобы драться с большевиками. Мышлаевский же решительно ему возражает: он уверен, как и Турбин, в крахе белого движения, не хочет ему служить и даже готов перейти на сторону большевиков: “Пусть мобилизуют! По крайней мере буду знать, что я буду служить в русской армии.

Народ не с нами. Народ против нас. Алешка прав!” Каждый из героев сделал свой выбор, нашел свой путь, который разведет их в разные стороны. Трагическое ощущение гибели старого мира, безысходности, которое чувствуется в сценах последнего акта “Дней Турбиных” , в финале пьесы сменяется чувством ожидания перемен.

В город входят части Красной Армии, и это символизирует победу нового мира над старым.

Другие работы по этой теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Разбуди свою жизнь · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru